Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи

Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья

Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи

Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов

Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи

Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве

Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе

Необходимые умения

Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса

Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, с учетом типологии нарушений речи

Применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи

Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми

Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации

Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи

Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач

Демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка

Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи

Вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи

Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи

Закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения

Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями речи разного возраста, в том числе в структуре нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития

Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Классификации нарушений речи

Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации

Направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи

Принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи

Пути достижения и способы оценки результатов освоения адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи обучающимися с нарушениями речи

Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи

Методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации

Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи

Нормы русского языка

Основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда (логопеда)

Основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда (логопеда)

Другие характеристики

-