Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.4.3. Трудовая функция

Наименование

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями зрения в их социальной адаптации и реабилитации

Код

D/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения с целью повышения качества жизни и социальной адаптации

Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями зрения

Развитие у детей и взрослых с нарушениями зрения компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми

Организация активного сотрудничества детей с нарушениями зрения с окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения

Проведение мероприятий по развитию мобильности, ориентировки в пространстве и самостоятельности детей и взрослых с нарушениями зрения с использованием вспомогательных технических средств и ассистивных технологий

Проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями зрения

Необходимые умения

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения

Использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей и взрослых с нарушениями зрения в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации

Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения

Использовать педагогические технологии и методики формирования и развития у обучающихся с нарушениями зрения жизненных компетенций, в том числе навыков мобильности, ориентировки в пространстве, самообслуживания

Использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями зрения мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни в обществе, социальной адаптации, с учетом их индивидуальных особенностей

Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения

Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями зрения

Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями зрения с окружающими

Проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями зрения трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения

Использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями зрения

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Основные направления комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов по зрению

Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации при нарушениях зрения

Клинико-психолого-педагогическая характеристика слепых, слабовидящих детей и взрослых, детей и взрослых с функциональными нарушениями зрения, включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нарушения поведения

Тифлопедагогические и офтальмологические классификации нарушений зрения; основы патологии органа зрения

Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями зрения с учетом варианта развития и индивидуальных особенностей

Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с нарушениями зрения

Общие вопросы организации тифлопедагогической помощи в разных институциональных условиях

Тифлотехнические средства и ассистивные технологии при нарушениях зрения

Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей и взрослых с нарушениями зрения

Нормы профессиональной этики и деонтологии в дефектологии

Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям и взрослым с нарушениями зрения

Другие характеристики

-