Трудовые действия
|
Определение междисциплинарной командой необходимости оказания ранней коррекционной помощи на основе анализа предоставленной родителями документации (выписки, медицинской карты, результатов обследований, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида)
|
Планирование междисциплинарной командой задач психолого-педагогической оценки развития детей раннего и дошкольного возраста и их семей в целях определения необходимости оказания ранней коррекционной помощи
|
Проведение психолого-педагогических процедур оценки, направленных на своевременное выявление детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, выявления запроса родителей (законных представителей) и их потребностей для определения необходимости оказания помощи в социальной адаптации и реабилитации (абилитации)
|
Составление заключения по результатам обследования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и его обсуждение с родителями (законными представителями), специалистами междисциплинарной команды
|
Проведение углубленной психолого-педагогической оценки развития ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска для определения или уточнения варианта его развития и разработки на этой основе индивидуальной программы ранней помощи
|
Проведение междисциплинарной командой оценки коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска (ресурсы семьи) и социально-педагогических условий его развития и реализации психических возможностей, особенностей взаимодействия (общения) близкого взрослого и ребенка
|
Обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска результатов оценки их потребностей и ресурсов, особенностей взаимодействия с ребенком для планирования работы по психолого-педагогическому сопровождению и консультированию семьи
|
|
Определение и обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и специалистами целей, задач и содержания процесса реализации индивидуальных программ, ориентированных на коллективный субъект ранней коррекционной помощи - родителя и ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, ребенка группы риска
|
Выбор и обсуждение с родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска совместно со специалистами междисциплинарной команды форм оказания ранней коррекционной помощи
|
Планирование и проведение специальных коррекционно-развивающих индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий (игровых сеансов), ориентированных на коллективный субъект ранней коррекционной помощи - родителя и ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, группы риска
|
Планирование и организация совместно с родителями и специалистами междисциплинарной команды специальной предметно-развивающей среды в условиях семьи и/или образовательной организации для реализации особых образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска
|
Планирование деятельности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детей группы риска по развитию жизненных компетенций
|
Осуществление совместно с родителями и специалистами междисциплинарной команды текущего педагогического наблюдения за деятельностью и поведением детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска для внесения изменений в процесс оказания ранней коррекционной помощи
|
Внесение изменений в содержание ранней коррекционной помощи, выбор технологий образовательного процесса, форм оказания ранней помощи с учетом результатов психолого-педагогического обследования и педагогического наблюдения
|
Консультирование родителей (законных представителей) и членов семей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения, социальной адаптации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольной образовательной организации и/или семьи
|
|
Обучение родителей использованию ассистивных технологий в организации коррекционно-развивающего процесса, коммуникации, самообслуживания и передвижения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
|
Обучение родителей применению в процессе оказания ранней коррекционной помощи специальных технологий, образовательных дидактических средств, цифровых образовательных ресурсов с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска
|
Осуществление функций ведущего специалиста по отношению к семье ребенка раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска
|
Необходимые умения
|
Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей раннего или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации
|
Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Использовать технологии формирования у детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска жизненных компетенций, социальной адаптации
|
Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детьми раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детьми группы риска
|
Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска с окружающими
|
Анализировать предоставленную родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска документацию (выписка, медицинская карта, результаты обследований, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида)
|
Анализировать и интерпретировать результаты психолого-педагогической оценки развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска, запрос родителей и их потребности в целях определения необходимости оказания ранней коррекционной помощи
|
Анализировать и интерпретировать результаты оценки потребностей и ресурсов семьи ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, и ребенка группы риска, особенностей взаимодействия близкого взрослого и ребенка
|
|
Применять в процессе оказания ранней коррекционной помощи специальные технологии, образовательные дидактические средства, специальные устройства, цифровые образовательные ресурсы с учетом особых образовательных потребностей, варианта развития и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска
|
Предупреждать трудности во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детей группы риска
|
Использовать технологии, методы и приемы коррекции неблагополучия во взаимодействии (общении) родителей и детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и детей группы риска
|
Использовать технологии и методики развития взаимопомощи и поддержки родителя родителем; технологии и методики оказания психолого-педагогической помощи семье и ребенку за счет ближайшего социального окружения семьи и ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска
|
Работать в междисциплинарной команде специалистов, сопровождающих детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска и их семьи
|
Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска, включая электронный документооборот
|
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога
|
Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска
|
Необходимые знания
|
Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах детей-инвалидов, детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность
|
Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога
|
Основные направления комплексной реабилитации детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста
|
Теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации
|
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения
|
Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и детей группы риска
|
Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью и детей группы риска
|
Общие вопросы организации психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, детям группы риска в разных институциональных условиях
|
Вспомогательные технические средства, ассистивные средства и технологии, в том числе технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
|
Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска
|
Методические основы семейного воспитания, этические нормы взаимодействия с семьей воспитанника раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, ребенка группы риска
|
Нормы профессиональной этики и деонтологии в дефектологии
|
Основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детям группы риска
|
Другие характеристики
|
-
|