V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов Министерства при осуществлении им нормативного регулирования в установленной сфере деятельности

V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов

Министерства при осуществлении им нормативного регулирования

в установленной сфере деятельности

100. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 <17>.

--------------------------------

<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 2022, N 23, ст. 3831.

101. Нормативные правовые акты Министерства подписываются Министром или заместителем Министра, исполняющим его обязанности.

102. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Министерства с учетом их задач, функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций.

Разработчиком нормативного правового акта Министерства является государственный гражданский служащий Министерства - ответственное лицо, на которое возложена обязанность по подготовке и согласованию проекта правового акта (далее - исполнитель).

103. Подготовка проекта нормативного правового акта Министерства включает:

разработку текста проекта акта и приложения (приложений) к нему, в том числе проведение исполнителем первичного анализа в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в проектах актов;

подготовку пояснительной записки к проекту акта с обоснованием необходимости и оснований подготовки правового акта;

раскрытие информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" <18> (далее - Правила раскрытия информации);

--------------------------------

<18> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; 2022, N 21, ст. 3469.

предварительное обсуждение на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если такое обсуждение необходимо;

согласование проекта акта;

проведение правовой (юридической) экспертизы проекта акта; проведение антикоррупционной экспертизы проекта акта разработчиком акта; проведение антикоррупционной экспертизы проекта акта юридической службой Министерства;

проведение независимой антикоррупционной экспертизы с обязательным опубликованием проекта акта на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); представление проекта акта на подписание Министру.

104. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации составляет 30 рабочих дней, если не установлен иной срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы.

105. К проекту нормативного правового акта Министерства прилагается пояснительная записка, составленная исполнителем и подписанная руководителем структурного подразделения Министерства, которому была поручена разработка проекта акта.

Пояснительная записка к проектам нормативных правовых актов Министерства должна содержать:

обоснование необходимости принятия акта с обязательным указанием основания его издания, мотивов внесения проекта акта и краткое описание его концепции и предмета правового регулирования;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями в случае издания акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими;

сведения о размещении на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" проекта акта в целях обеспечения возможности проведения по нему независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат размещения акта, начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. В случае поступления в Министерство заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы копии таких заключений прилагаются к проекту акта;

сведения о результатах первичного анализа проекта на предмет наличия либо отсутствия коррупциогенных факторов согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 <19> (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96);

--------------------------------

<19> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374.

сведения о раскрытии информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами раскрытия информации;

сведения о предварительном обсуждении проекта правового акта на заседании Общественного совета при Министерстве в случае, если разрабатываемый правовой акт не может быть принят без такого обсуждения. После обсуждения проекта акта к нему прилагается заключение Общественного совета при Министерстве либо указывается отсутствие основания для такого обсуждения;

перечень актов Министерства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или принятию в связи с принятием проекта соответствующего акта.

При необходимости к пояснительной записке прилагаются справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта акта.

106. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат согласованию с руководителем юридической службы либо лицом, исполняющим его обязанности, а в случае если проекты таких актов предусматривают возникновение финансовых обязательств со стороны Министерства - с руководителем структурного подразделения, на которое возложены функции по обеспечению бюджетного планирования деятельности Министерства, либо лицом, исполняющим его обязанности.

При этом прохождение согласования проекта акта контролируется исполнителем.

107. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерства, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта, в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в юридическую службу Министерства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект указанного нормативного правового акта размещается исполнителем на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 <20> (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия).

--------------------------------

<20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2021, N 28, ст. 5535.

Процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 24 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, проводятся структурным подразделением, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта.

Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в сроки, установленные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.

В случае если в отношении проекта нормативного правового акта Министерства необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия информации, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил. Ответственным за проведение процедуры раскрытия информации при ее необходимости является структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта нормативного правового акта.

При этом повторное размещение проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

108. Согласование проекта акта Министерства осуществляется путем его визирования руководителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя структурного подразделения Министерства, в листе согласования проекта.

Лист согласования проекта акта размещается исполнителем на оборотной стороне последней страницы проекта акта и должен содержать следующие реквизиты:

1) гриф для согласования;

2) наименование должности лица, с которым согласовывается проект;

3) личная подпись должностного лица, согласовывающего проект, и ее расшифровка (инициалы, фамилия);

4) дата согласования проекта;

5) отметка об исполнителе, представляющем проект акта на согласование (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), рабочий телефон).

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями в случае, если данное согласование предусмотрено действующим законодательством, либо в проекте акта содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся указанных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.

109. Срок рассмотрения проекта акта для согласования в структурных подразделениях Министерства не должен превышать 2 рабочих дней.

Министр или первый заместитель Министра на основании обращения руководителя структурного подразделения вправе принять решение о продлении срока рассмотрения проекта акта до 10 рабочих дней в случаях, если:

концепция и содержание проекта акта имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;

в ходе согласования проекта акта требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту;

объем текста акта и приложений к нему составляет 10 и более страниц.

110. Дата согласования проекта в соответствующем структурном подразделении указывается в листе согласования проекта акта.

111. Правовые акты, затрагивающие вопросы работы со сведениями, составляющими государственную тайну, или сведениями конфиденциального характера, либо вопросы мобилизации, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, а также проекты положений о структурных подразделениях Министерства, внесение изменений и дополнений в них, подлежат обязательному согласованию руководителем структурного подразделения по защите государственной тайны и руководителем структурного подразделения мобилизационной подготовки.

Перечень субъектов согласования проекта акта Министерства может быть дополнен по решению руководителя юридической службы Министерства.

112. Замечания к согласуемому проекту акта Министерства оформляются в виде служебной записки, адресованной руководителю структурного подразделения Министерства, которому поручена разработка проекта нормативного правового акта, с изложением возражений, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта. Указанные замечания подписываются руководителем согласующего структурного подразделения Министерства.

Отметка о наличии замечаний к проекту акта Министерства в обязательном порядке делается руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования проекта.

Без проставления руководителем согласующего структурного подразделения в листе согласования отметки о наличии замечаний к проекту акта Министерства и оформления соответствующих замечаний возврат документов исполнителю без согласования не допускается.

113. Полученные при согласовании проекта акта Министерства замечания и предложения учитываются исполнителем при доработке проекта акта.

114. В случае согласия с представленными замечаниями исполнитель вносит в проект акта соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному согласованию в порядке, установленном настоящим разделом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера.

115. После согласования проекта акта с руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства проект акта направляется заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

116. Для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок которой не превышает 3-х рабочих дней, проект акта с приложением всех необходимых документов представляется исполнителем в юридическую службу Министерства.

Юридическая служба при проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта проводит антикоррупционную экспертизу данного проекта нормативного правового акта в порядке, установленном приказом Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока от 24 июня 2021 г. N 122 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2021 г., регистрационный N 64447) и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

Министр или первый заместитель Министра на основании обращения руководителя юридической службы Министерства вправе принять решение об увеличении срока проведения экспертизы проекта акта до 10 рабочих дней в случаях, если:

концепция и содержание проекта акта Министерства имеют межотраслевой характер и направлены на урегулирование комплекса общественных отношений;

в ходе проведения экспертизы проекта акта Министерства требуются анализ и изучение дополнительных материалов, относящихся к проекту.

117. В случае выявления в проекте акта Министерства коррупциогенных факторов или норм, не соответствующих действующему законодательству, несоответствия правовых оснований для подготовки проекта акта, указанных исполнителем во вводной части проекта и в пояснительной записке к нему, правовым основаниям, послужившим для принятия проекта акта, а также в случае несоответствия подготовленного проекта правилам юридической техники руководитель юридической службы Министерства, не визируя проект, предлагает исполнителю доработать проект, а также прилагаемые к нему документы с учетом имеющихся замечаний юридической службы Министерства.

Отметка о наличии в проекте акта замечаний по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы делается руководителем юридической службы Министерства в листе согласования проекта. Исполнитель устраняет имеющиеся замечания и дорабатывает проект в течение 3 рабочих дней после возвращения ему проекта нормативного правового акта.

В случае несогласия исполнителя с предложением руководителя юридической службы Министерства о доработке проекта, а также в случае отсутствия дополнительных материалов, необходимых для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проекта, руководитель юридической службы Министерства подписывает экспертное заключение, являющееся основанием для отказа в согласовании проекта акта Министерства до устранения исполнителем замечаний юридической службы Министерства.

После исключения исполнителем из текста проекта акта коррупциогенных факторов и приведения в соответствие норм, противоречащих действующему законодательству, указанный проект акта вновь представляется на согласование в юридическую службу Министерства, при этом к нему в обязательном порядке прилагаются первоначальное экспертное заключение юридической службы Министерства и первоначальный текст проекта акта Министерства.

118. Согласованный руководителем юридической службы Министерства проект акта Министерства вместе с представленными необходимыми материалами передается исполнителю для оформления проекта акта на бланке Министерства.

При этом текстовая часть проекта акта, а также приложение (приложения) к нему должны быть завизированы юридической службой Министерства путем проставления лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизу, своей подписи и штампа "Правовая экспертиза" на оборотной стороне каждой страницы проекта акта и приложения (приложений) к нему с датой согласования.

119. Нормативные правовые акты Министерства подписываются Министром или лицом, исполняющим его обязанности.

Структурные подразделения Министерства не вправе издавать нормативные правовые акты.

120. В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера, ответственность за подготовку которых возложена на Министерство, Министр по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти имеет право создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства Российской Федерации порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

121. Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и руководители структурных подразделений обеспечивают согласование проекта нормативного правового акта, в том числе при наличии разногласий, путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта, в том числе выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, соответствующий заместитель Министра (уполномоченный руководитель структурного подразделения по согласованию с заместителем Министра или иное определенное Министром должностное лицо) докладывает Министру или лицу, исполняющему его обязанности, о данных разногласиях, представляет таблицу разногласий и действует в соответствии с его указаниями.

122. На основе анализа поступивших в установленный срок заключений Министр или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о подписании (утверждении) нормативного правового акта или о его доработке.

123. После подписания Министром или лицом, исполняющим его обязанности, приказ поступает в структурное подразделение, отвечающее за организацию делопроизводства в Министерстве, для присвоения номера и тиражирования. Представление приказа на государственную регистрацию в Минюст России осуществляется исполнителем.

124. Нормативные правовые акты Министерства вступают в силу в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <21>, а также приказом Минвостокразвития России от 2 сентября 2014 г. N 62 "Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2014 г., регистрационный N 34263).

--------------------------------

<21> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 2022, N 10, ст. 1470.

Акты Министерства, не носящие нормативного характера, вступают в силу со дня их подписания и подписываются заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

125. Требования, установленные настоящим разделом в отношении порядка очередности согласования проекта акта и оформления листа согласования, также применяются к проектам ненормативных актов Министерства и к проектам актов, поступившим на согласование в виде электронного документа.

В случае если на согласование представлен проект акта в виде электронного документа, визирование такого документа осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

126. Структурные подразделения Министерства, в соответствии с задачами, функциями и установленной компетенцией, на постоянной основе осуществляют мониторинг правоприменения (сбор, анализ, обобщение и оценку информации) для обеспечения своевременного принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Министерства.

127. Юридическая служба Министерства, в случаях установления по результатам проводимого ею мониторинга правоприменения необходимости урегулирования отдельных общественных отношений либо внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, направляет в структурные подразделения Министерства предложения о подготовке проектов, соответствующих нормативных правовых актов Министерства.

Указанные предложения подлежат рассмотрению структурными подразделениями Министерства в срок, не превышающий 30 рабочих дней.