Приложение N 2

к Методическому пособию

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Объектом социологического исследования является общественное мнение населения субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования - отношение населения субъекта Российской Федерации к проблемам наркотизации общества.

Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.

Указанная цель предполагает решение основных задач:

1. Определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения субъекта Российской Федерации и отдельно взятого муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2. Проведение анализа ценностных установок населения субъекта Российской Федерации.

3. Выявление отношения населения субъекта Российской Федерации к проблеме немедицинского потребления наркотиков.

4. Анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в субъекте Российской Федерации, в т.ч. динамика числа лиц, потребляющих наркотики.

5. Выявление степени наркотизации населения в субъекте Российской Федерации.

6. Определение наиболее распространенных на территории субъекта Российской Федерации наркотиков.

7. Выявление степени доступности наркотиков.

8. Определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков.

9. Определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков.

10. Определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения субъекта Российской Федерации.

11. Выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков.

12. Проведение анализа социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости.

Срок проведения исследования: 4 квартал отчетного года - 1 марта года, следующего за отчетным.

Базовая модель опросника для массовой анкеты приведена в настоящем пособии.

В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.

Объем выборки - не менее 0,1% населения субъекта Российской Федерации. Возраст респондентов - от 14 до 60 лет.

На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон субъекта Российской Федерации (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем необходимо отметить, что на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.

На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.

На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.

Четвертый этап - полевое исследование. Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения.

Вид исследования - аналитический.

Способ проведения исследования - репрезентативный опрос населения.

Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.

Для создания единой системы мониторинга наркоситуации, с учетом существования единых критериев оценки медицинского и правового аспектов, при проведении социологических исследований необходимо использовать единую для всех субъектов Российской Федерации базовую (типовую) социологическую анкету, определенную настоящим Методическим пособием.

Анкетирование должно осуществляться специалистами, имеющими опыт проведения социологических опросов.

Типовое техническое задание (регламент) на проведение социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в субъектах Российской Федерации, а также рекомендации по его подготовке приведены в Методическом пособии.

По результатам проведения социологических исследований должен быть подготовлен аналитический отчет с приложением линейного распределения ответов респондентов (в абсолютных числах и процентах) на все вопросы анкеты, с обязательным указанием точного количества опрошенных.