II. Особенности составления должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита
II. Особенности составления должностного регламента
(инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта
внутреннего финансового аудита
Определение уровня знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предусматривается в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита:
- с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) и его наделением полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда его должность согласно штатному расписанию предусматривает возложение на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В случае образования субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда занимаемая им должность не предусматривает возложения на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно штатному расписанию <2>, его должностной регламент (инструкция) составляется в соответствии с должностью согласно штатному расписанию, должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА не составляется. В таком случае требуемый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей может устанавливаться ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<2> Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы).
Общие требования к составлению должностных регламентов (инструкций) определяются законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) и внутренними порядками (правилами) главного администратора (администратора) (например, требования к должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации установлены положениями статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА помимо положений указанных правовых актов и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита рекомендуется учитывать положения о квалификационных требованиях в части регулирования в сфере внутреннего финансового аудита:
- Справочника ГГС;
- Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, разработанного Минтрудом России;
- ПС "Внутренний аудитор".
В связи с отсутствием согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации обязательности применения при организации внутреннего финансового аудита ПС "Внутренний аудитор", он может применяться в качестве основы для определения требований к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) с учетом особенностей выполняемых должностными лицами (работниками) трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, в части положений, не урегулированных и не противоречащих федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.
Также в целях реализации прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита с учетом необходимости обеспечения реализации принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа законности, рекомендуется учитывать при разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (муниципальных правовых актов), в том числе:
- Кодекса этики и служебного поведения работников организации, принятого главным администратором (администратором) в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
- Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предполагается необходимым учесть положения пункта 4 СВФА "Организация" путем:
- указания на непосредственное и исключительное подчинение структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица руководителю главного администратора (администратора);
- недопущения указания на участие должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица) в организации, обеспечении выполнения, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе внутреннего финансового контроля), которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
- указания на необходимость соблюдения принципов внутреннего финансового аудита (законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации).
При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных знаний в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны знания:
1) основ экономики и финансов;
2) основ составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) основ ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (понятие, объекты и субъекты бухгалтерского учета, принципы бюджетного учета и бюджетной отчетности);
6) основ законодательства о закупках;
7) принципов организации и порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов);
8) понятия и целей осуществления внутреннего финансового аудита;
9) порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита;
10) основ применения риск-ориентированного подхода;
11) информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей осуществления внутреннего финансового аудита;
12) основ влияния информационных технологий на выполнение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
13) общих требований к оформлению документов;
14) правил хранения документов и защиты информации;
15) систем взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;
16) способов формирования и ведения, состава реестра бюджетных рисков;
17) порядка составления, представления и внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;
18) оснований проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
19) порядка формирования и состава программы аудиторского мероприятия;
20) оснований продления и приостановления аудиторских мероприятий;
21) порядка составления и представления, а также состава заключения;
22) целей и способов осуществления мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
23) порядка составления и представления, а также состава годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
24) порядка привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов;
25) в сфере нормативного правового регулирования, в том числе:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2012 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита".
При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА знания, указанные:
- в пунктах 1 - 12 и 25, могут быть отнесены к профессиональным знаниям;
- в пунктах 13 - 24, могут быть отнесены к функциональным знаниям.
При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных умений в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны умения:
1) анализа и оценки информации, выявления причинно-следственных связей, формирования выводов и рекомендаций;
2) работы с информационными системами (программными продуктами) и базами данных;
3) подготовки документов при осуществлении внутреннего финансового аудита;
4) планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;
5) проведения аудиторских мероприятий;
6) выявления (обнаружения) и определения значимости (уровня) бюджетного риска;
7) осуществления редактирования документации на высоком стилистическом уровне;
8) оценки схемы построения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);
9) применения методов внутреннего финансового аудита;
10) формирования аудиторской выборки;
11) обеспечения получения (осуществления контроля полноты) обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;
12) определения способов взаимодействия с субъектами бюджетных процедур;
13) формирования (осуществления контроля полноты) рабочей документации аудиторского мероприятия.
При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА умения, указанные:
- в пунктах 1 - 7, могут быть отнесены к профессиональным умениям;
- в пунктах 8 - 13, могут быть отнесены к функциональным умениям.
Определение прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита рекомендуется осуществлять:
- пункту 3 СВФА "Права и обязанности" для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- пунктам 3 - 5 СВФА "Права и обязанности" для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.
2) в отношении обязанностей согласно:
- пункту 6 СВФА "Права и обязанности" для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
- пунктам 6 - 8 СВФА "Права и обязанности" для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей