1. Общие положения

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, обеспечение национальной безопасности предусмотрено посредством достижения целей и решения задач в рамках стратегических национальных приоритетов, одним из которых является обеспечение государственной и общественной безопасности.

Одной из целей обеспечения государственной и общественной безопасности является защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Реализация государственной политики обеспечивается решением задач по повышению эффективности мер по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Одним из наиболее катастрофичных по масштабам и ущербу природным катаклизмом является воздействие паводков и половодий на инфраструктуру и населенные пункты. На практике используется алгоритм подготовки и сопровождения паводкоопасного периода, позволяющий уменьшить сроки вскрытия рек, обезопасить воздействие процессов весеннего половодья на населенные пункты и инфраструктуру, а также снизить затраты на выполнение превентивных мероприятий путем их выполнения на конкретных участках, непосредственно подвергающихся угрозе негативного воздействия паводковых вод.

Выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с распорядительными и планирующими документами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в том числе на основе решений КЧС и ОГТБ субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В целях предупреждения ЧС органами управления РСЧС на региональном и муниципальном уровнях в паводкоопасный период решаются ряд основных задач:

мониторинг, прогнозирование и моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

организация планирования и проведения превентивных мероприятий;

ликвидация ЧС и ПЖОН на затопленной территории.

Органы управления Ф и ТП РСЧС при организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными актами Российской Федерации.

К основным направлениям деятельности по подготовке и сопровождению паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации относятся:

мониторинг, прогнозирование и моделирование развития паводковой обстановки, в том числе заблаговременное осуществление аэрофотосъемки с БАС паводкоопасных участков с дальнейшим построением ортофотопланов и моделей рельефа местности;

планирование и обеспечение выполнения превентивных мероприятий по защите населения и территорий от затопления;

обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности на затопленной территории;

создание и обеспечение готовности резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных прохождением половодья и паводков;

обеспечение своевременности принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий половодья и паводков;

руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временному отселению) пострадавшего населения и его жизнеобеспечению.

Основные мероприятия, выполняемые Ф и ТП РСЧС при подготовке к паводкоопасному периоду:

мониторинг, долгосрочное прогнозирование и моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

планирование и выполнение превентивных мероприятий в паводкоопасный период.

Основные мероприятия, выполняемые Ф и ТП РСЧС при сопровождении паводкоопасного периода:

мониторинг, среднесрочное и оперативное прогнозирование, моделирование паводковой обстановки на территории субъекта Российской Федерации;

выполнение плановых и оперативных превентивных мероприятий;

организация работ по ликвидации ЧС и ПЖОН на затопленной территории.

Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны взамен Методических рекомендаций по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации от 11 октября 2021 г. N МР-9-1 и предназначены для федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций с целью повышения эффективности при организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода с использованием современных средств мониторинга и моделирования обстановки.

Положения Методических рекомендаций предлагается применять, исходя из ситуации, складывающейся при возникновении конкретной предпаводковой (паводковой) обстановки, с учетом территориальных и климатических особенностей субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также другими документами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.