4.3 Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС, связанных с паводковыми явлениями

4.3 Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС,

связанных с паводковыми явлениями

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется, как правило, за счет средств финансовых резервов, создаваемых заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.

Порядок создания и использования указанных резервов (резервных фондов) определяются соответственно Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий ЧС:

муниципального характера является расходным обязательством муниципального образования;

регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

При недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на основании механизмов, определяемых региональным законодательством, органы местного самоуправления могут обратиться в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации для получения средств из регионального бюджета.

В случае недостаточности средств в региональных бюджетах субъекта Российской Федерации имеет право обратиться в Правительство Российской Федерации для получения необходимых бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Выделение средств из федерального бюджета регулируется Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846.

В основе заложен механизм выделения средств на основании обращений глав субъектов и во исполнение соответствующих поручений Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти согласно сферам их ведения, с последующим доведением ими, как главными распорядителями бюджетных средств, бюджетных ассигнований до пострадавших регионов (в соответствии с приложением N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1846).

В соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928, МЧС России осуществляет подготовку проектов распоряжений Правительства Российской Федерации на:

1. Проведение аварийно-спасательных работ.

2. Развертывание и содержание ПВР и питания для эвакуируемых граждан (из расчета на временное размещение - до 913 рублей на человека в сутки, на питание - до 415 рублей на человека в сутки).

3. Оказание финансовой помощи гражданам, чьи условия жизнедеятельности были нарушены, утратившим имущество первой необходимости, получившим вред здоровью, а также родственникам погибших граждан.

Финансовая помощь пострадавшему населению и территориям (помощь гражданам, АСДНР, ПВР) находится в сфере ведения МЧС России.

В целях определения форм и правил подготовки обосновывающих документов МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан Порядок подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденный приказом МЧС России от 10 декабря 2021 г. N 858 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2021 г., регистрационный N 66563).

Цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях со финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на возмещение понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий, установлены Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях со финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327.

Подготовку проектов распоряжений Правительства Российской Федерации по выделению финансовых средств на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферами ведения (Минстрой России, Минприроды России, Роспотребнадзор, МЧС России и т.д.).

Главной целью реализации положений указанных нормативных актов является оперативное доведение средств федерального бюджета до пострадавших граждан, скорейшее восстановление социально значимых объектов, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.