I. Общие положения

1. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Министерство культуры Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 <1> (далее - Правила), и частью второй Налогового кодекса Российской Федерации <2> по следующим налоговым расходам:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1946; 2022, N 7, ст. 987.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2023, N 8, ст. 1207.

а) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) реализации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия <3> (далее - освобождение от уплаты НДС реализации реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия);

--------------------------------

<3> Абзац первый подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2011, N 30, ст. 4593).

б) освобождение от уплаты НДС реализации услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства <4>;

--------------------------------

<4> Подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2017, N 30, ст. 4441).

в) освобождение от уплаты НДС реализации работ (услуг) по производству кинопродукции, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма <5>;

--------------------------------

<5> Подпункт 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18).

г) освобождение от уплаты НДС реализации прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма <6> (далее - освобождение от уплаты НДС реализации прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при создании кинопродукции);

--------------------------------

<6> Подпункт 21.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2018, N 18, ст. 2565).

д) право некоммерческих организаций, учредителями которых выступает Российская Федерация, и основными целями являются поддержка отечественной кинематографии и популяризация национальных фильмов, не учитывать при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходы в сумме целевых поступлений, источником которых являются бюджетные ассигнования <7>;

--------------------------------

<7> Подпункт 20 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2014, N 19, ст. 2313).

е) признание расходов на приобретение и (или) создание объектов основных средств в составе материальных затрат при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль бюджетных учреждений культуры <8> (далее - ускоренная амортизация основных средств в отношении объектов амортизируемого имущества);

--------------------------------

<8> Пункт 7 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2013, N 30, ст. 4048).

ж) применение налоговой ставки 0 процентов музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, домами и дворцами культуры, клубами, учредителями которых являются муниципальные образования (за исключением указанных домов и дворцов культуры, клубов, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) <9>;

--------------------------------

<9> Пункт 1.13 статьи 284 и статьи 284.8 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2022, N 13, ст. 1957).

з) освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, осуществляющих профессиональную творческую деятельность (в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования) <10> (далее - освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, осуществляющих профессиональную творческую деятельность);

--------------------------------

<10> Подпункт 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2017, N 40, ст. 5753).

и) применение пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции <11>.

--------------------------------

<11> Подпункт 15 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2018, N 18, ст. 2565).

2. Оценка эффективности налоговых расходов включает в себя оценку целесообразности и оценку результативности.

3. Критериями целесообразности налогового расхода Российской Федерации являются:

а) соответствие налоговых расходов целям государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317 <12> (далее - государственная программа), и целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

--------------------------------

<12> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2163; 2023, N 1, ст. 248.

б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая определяется за 5-летний период по формуле:

00000001.wmz

где:

В - налоговая льгота;

Пd - численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу;

Пo - численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы.

4. Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в пункте 3 настоящей Методики.

В случае несоответствия налогового расхода Российской Федерации хотя бы одному из критериев Министерство культуры Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.

5. Численность плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговых льгот, определяется на основании статистических данных, сведений общедоступных источников информации, запросов, направляемых Минкультуры России, в том числе, с использованием:

форм федерального статистического наблюдения, сбор которых осуществляется в соответствии с разделом 54 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р <13>;

--------------------------------

<13> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2022, N 22, ст. 3720.

расчета по страховым взносам по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@ <14>;

--------------------------------

<14> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2022 г., регистрационный N 70727.

единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 245п <15>;

--------------------------------

<15> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2022 г., регистрационный N 71663.

бухгалтерской отчетности учреждений культуры, размещаемой на официальном сайте о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);

данных общероссийских общественных организаций, действующих на основе членства лиц, осуществляющих профессиональную творческую деятельность.

6. В случае если налоговая льгота действует менее 5 (пяти) лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 (пять) лет.

Налоговая льгота считается востребованной при достижении пороговых значений востребованности, установленных настоящей Методикой.

7. Оценка результативности налогового расхода Российской Федерации включает оценку бюджетной эффективности налогового расхода Российской Федерации.

Оценка бюджетной эффективности налогового расхода Российской Федерации включает оценку вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения как минимум одного показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода Российской Федерации (в отношении стимулирующих налоговых расходов).

8. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя (индикатора) достижения целей государственной программы рассчитывается по формуле:

I = Pt - Ptбаз,

где:

Pt - значение целевого показателя государственной программы с учетом льготы, обуславливающей налоговый расход;

Ptбаз - значение целевого показателя государственной программы без учета действия льготы, обуславливающей налоговый расход.

9. Для проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода осуществляется сравнительный анализ результативности налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.

Сравнительный анализ включает в себя сопоставление объема налогового расхода Российской Федерации и объема средств федерального бюджета на применение альтернативного механизма при идентичных значениях целевого показателя в случае предоставления льготы и в случае применения альтернативного механизма.

К альтернативным мерам поддержки плательщиков, которым предоставляются налоговые льготы, относятся:

а) предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации для непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета;

б) субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

в) субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;

г) совершенствование нормативного регулирования в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.

10. Оценка бюджетной эффективности определяется по формуле:

Bj = Atj - Ntj,

где:

Bj - бюджетная эффективность по j-му налоговому расходу;

Atj - сумма средств федерального бюджета (с учетом средств, предусмотренных на администрирование мер государственной поддержки), направленная получателям по альтернативному для j-ой льготы механизму поддержки, обеспечившим достижение t-го показателя в отчетном году;

Ntj - общий объем налоговых льгот по j-му налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение t-го показателя (индикатора) в отчетном году.

Объем государственной поддержки может определяться как объем предоставленных налоговых льгот, скорректированный на коэффициент, учитывающий расходы на администрирование предоставления мер государственной поддержки.

Бюджетная эффективность по j-му налоговому расходу признается положительной при достижении Bj неотрицательного значения.

11. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с пунктом 20 Правил проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, указанных в подпунктах "б", "г", "ж" и "и" пункта 1 настоящей Методики, отдельно по каждому налоговому расходу.

12. Налоговый расход признается результативным в случае одновременного соблюдения следующих условий:

а) оценка вклада налоговой льготы в изменение значения целевого показателя (индикатора) государственной программы принимает положительное значение;

б) оценка бюджетной эффективности принимает неотрицательное значение;

в) оценка совокупного бюджетного эффекта принимает неотрицательное значение.