VII. Развитие кадрового обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ

1.

Мониторинг кадрового обеспечения (актуального и потребности) образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ

Минпросвещения России, Рособрнадзор, ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики РАО", субъекты Российской Федерации

2023 - 2030 гг.

2023 год:

Аналитическая справка об обеспечении образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разрезе отдельных общеобразовательных организаций (коррекционных школ) с учетом нормативов приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115. Совместное письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с приложением аналитической справки по итогам мониторинга о необходимости принятия управленческих решений.

2025 - 2027 гг.

Аналитическая справка об обеспечении образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; от 22.03.2021 N 115.

2028 - 2030 гг.

Аналитическая справка об обеспечении образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07 2020 N 373; от 22.03.2021 N 115.

Текущая деятельность ФОИВ и РОИВ;

иные источники финансирования

2024 год:

Аналитическая справка об обеспечении образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07.2020

N 373; от 22.03.2021 N 115.

Совместное письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с приложением аналитической справки по итогам мониторинга о необходимости принятия управленческих решений.

2.

Создание региональных кадровых реестров педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования

субъекты Российской Федерации

2023 - 2030 гг.

2023 год:

Сформированы региональные кадровые реестры педагогов-дефектологов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов), учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования (ранняя помощь, дошкольное, школьное и профессиональное образование), а также в системе социальной защиты населения (реабилитационные организации и детские дома-интернаты).

Обеспечены государственные гарантии получения образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07.2020

N 373; от 22.03.2021 N 115

2025 - 2027 гг.:

Обновлены региональные кадровые реестры педагогов-дефектологов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов), учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования (ранняя помощь, дошкольное, школьное и профессиональное образование), а также в системе социальной защиты населения (реабилитационные организации и детские дома-интернаты).

Обеспечены государственные гарантии получения образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; от 22.03.2021 N 115

2028 - 2030 гг.:

Обновлены региональные кадровые реестры педагогов-дефектологов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов), учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования (ранняя помощь, дошкольное, школьное и профессиональное образование), а также в системе социальной защиты населения (реабилитационные организации и детские дома-интернаты). Обеспечены государственные гарантии получения образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ с учетом нормативов приказов

Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; от 22.03.2021 N 115

Текущая деятельность РОИВ;

иные источники финансирования

2024 год:

Обновлены региональные кадровые реестры педагогов-дефектологов (тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов), учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования (ранняя помощь, дошкольное, школьное и профессиональное образование), а также в системе социальной защиты населения (реабилитационные организации и детские дома-интернаты).

Обеспечены государственные гарантии получения образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ с учетом нормативов приказов Минпросвещения России от 31.07 2020

N 373; от 22.03.2021 N 115

3.

Организационно-методические мероприятия по профессиональной ориентации и сопровождению молодых специалистов

субъекты Российской Федерации, образовательные организации высшего образования (педагогические вузы), подведомственные Минпросвещения России

2023 - 2030 гг.

2023 - 2024 гг.:

Проведение профориентационных мероприятий для обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций по знакомству с профессией учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога для работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью.

Организация "наставничества" при трудоустройстве выпускников по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование",

"Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология"). Разработка и внедрение системы супервизии студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование", педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ в части научно-методического сопровождения их деятельности

2025 - 2027 гг.:

Проведение профориентационных мероприятий для обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций по знакомству с профессией учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога для работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью.

Организация "наставничества" при трудоустройстве выпускников по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование",

"Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология").

2027 - 2030 гг.:

Проведение профориентационных мероприятий для обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций по знакомству с профессией учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога для работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью. Организация "наставничества" при трудоустройстве выпускников по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология").

Реализация системы супервизии студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование", педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ в части научно-методического сопровождения их деятельности

Текущая деятельность ФОИВ и РОИВ;

иные источники финансирования

Реализация системы супервизии студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование", педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ в части научно-методического сопровождения их деятельности

4.

Модернизация дефектологического образования

Минпросвещения России,

Минтруд России,

Минобрнауки России,

Минздрав России,

МСЭ,

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики РАО",

субъекты Российской Федерации

2022 - 2030 гг.

2022 год:

Разработаны 2 дополнительные профессиональные программы для педагогических работников (старших воспитателей и воспитателей ДОО) по организации воспитательной работы в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного дошкольного

образования для детей с ОВЗ.

Утвержден профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог".

Разработаны не менее 8 примерных модульных программ дополнительного профессионального образования с возможностью их пополнения и встраивания в смежные обучающие курсы.

Разработана и реализована программа повышения квалификации педагогических работников по вопросам медицинских особенностей детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

2025 год:

Разработаны дополнительные профессиональные программы с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог".

2028 год:

Завершена апробация новых программ бакалавриата, магистратуры по

направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", по итогам апробации программы доработаны (при необходимости). Проведено обучение не менее 5 000 педагогических работников по новым дополнительным профессиональным программам.

ГП "Доступная среда";

текущая деятельность ФОИВ и РОИВ;

иные источники финансирования

2026 - 2027 гг.:

Апробация новых программ бакалавриата, магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".

2026 год:

Проведено обучение не менее 1 000 педагогических работников по новым дополнительным профессиональным программам.

2029 год:

Обеспечено обучение не менее 50% студентов по новым программам бакалавриата, магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".

Проведено обучение не менее 7 000 педагогических работников по новым дополнительным профессиональным программам.

2027 год:

Проведено обучение не менее 3 000 педагогических работников по новым дополнительным профессиональным программам.

2030 год:

Обеспечено обучение не менее 80% студентов по новым программам бакалавриата, магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".

Проведено обучение не менее 10 000 педагогических работников по новым дополнительным профессиональным программам.

2023 год:

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт подготовки педагогов-дефектологов с учетом норм профессионального стандарта "Педагог-дефектолог". Разработан механизм прогнозирования потребности системы образования в кадровом обеспечении образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в целях дальнейшего мониторинга потребностей региональных систем образования в дефектологических кадрах, востребованности специалистов разных уровней подготовки по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" (бакалавриат, магистратура, специалитет, в том числе имеющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации), их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям, новым профессиональным задачам обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

2024 год

Разработаны новые программы бакалавриата, магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование".

5.

Модернизация подготовки профессорско-преподавательского состава педагогических образовательных организаций высшего образования для подготовки специалистов для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ в разных образовательных условиях

Минпросвещения России,

Минобрнауки России

2022 - 2030 гг.

2022 год:

Разработаны дополнительные профессиональные программы с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог".

2025 - 2027 гг.:

Ежегодно проведено обучение не менее 150 специалистов из числа профессорско-преподавательского состава для подготовки педагогических работников для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.

2028 - 2030 гг.:

Ежегодно проведено обучение не менее 200 специалистов из числа профессорско-преподавательского состава для подготовки педагогических работников для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.

Текущая деятельность ФОИВ и РОИВ;

иные источники финансирования

2023 - 2024 гг.:

Ежегодно проведено обучение не менее 100 специалистов из числа профессорско-преподавательского состава для подготовки педагогических работников для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.

6.

Развитие научного кадрового потенциала, сохранению и развитию научно-педагогических школ дефектологии

Минобрнауки России,

Минпросвещения России,

образовательные организации высшего образования,

Российская академия образования, ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики РАО"

2023 - 2030 гг.

2023 - 2024 гг.:

Проведение конкурсов научно-практических проектов в области образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ для обучающихся магистратуры, аспирантов, молодых ученых, молодых преподавателей. Организация научно-профессиональной сети российских исследователей в сфере дефектологии и смежных наук, объединяющей научные организации и организации высшего образования, с целью повышения исследовательской компетентности талантливой молодежи, поддержки молодых научных коллективов при кафедрах, факультетах, институтах.

2025 - 2027 гг.:

Проведение конкурсов научно-практических проектов в области образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ для обучающихся магистратуры, аспирантов, молодых ученых, молодых преподавателей. Организация научно-профессиональной сети российских исследователей в сфере дефектологии и смежных наук, объединяющей научные организации и организации высшего образования, с целью повышения исследовательской компетентности талантливой молодежи, поддержки молодых научных коллективов при кафедрах, факультетах, институтах.

2028 - 2030 гг.:

Проведение конкурсов научно-практических проектов в области образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ для обучающихся магистратуры, аспирантов, молодых ученых, молодых преподавателей. Организация научно-профессиональной сети российских исследователей в сфере дефектологии и смежных наук, объединяющей научные организации и организации высшего образования, с целью повышения исследовательской компетентности талантливой молодежи, поддержки молодых научных коллективов при кафедрах, факультетах, институтах.

Текущая деятельность ФОИВ, иные источники финансирования