2.3. Требования охраны труда работников при обслуживании железнодорожных путей, расположенных в зоне скоростного и высокоскоростного движения поездов

2.3. Требования охраны труда работников при обслуживании

железнодорожных путей, расположенных в зоне скоростного

и высокоскоростного движения поездов

2.3.1. При обслуживании железнодорожных путей, расположенных в зоне скоростного и высокоскоростного движения поездов, следует руководствоваться требованием настоящих Правил и требованиями ГОСТ 9238-2013 [37], Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [45], Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" [44].

2.3.2. Осмотр железнодорожных путей и искусственных сооружений на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях должен проводиться не менее, чем двумя работниками (для монтеров пути и ремонтников искусственных сооружений не ниже 3 разряда), назначаемыми для осмотра, один из которых назначается руководителем работ и выполняет функции сигналиста. Они должны быть обеспечены комплектом исправных средств связи, комплектом сигнальных принадлежностей, иметь выписку из расписания движения поездов и часы.

Работник, выполняющий функции сигналиста (руководитель работ), должен следовать вместе с работником, выполняющим осмотр пути.

ЗАПРЕЩЕН осмотр в одно лицо железнодорожных путей и искусственных сооружений на участках действующего движения скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий.

2.3.3. Перед проведением осмотра объектов инфраструктуры непосредственный руководитель должен провести работникам, назначенным для осмотра целевой инструктаж о мерах безопасности с учетом местных особенностей проверяемого участка скоростной или высокоскоростной железнодорожной линии с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда. В журнале регистрации инструктажей по охране труда делается соответствующая запись о назначении работника руководителем работ (сигналистом).

2.3.4. Перед выходом на путь, руководитель работ (старший группы) должен сверить часы и сообщить о времени и месте начала работы (осмотра) на участке, а по завершению о времени и месте окончания работ (осмотра) - на станции дежурному по железнодорожной станции, а на перегоне дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон (диспетчеру поездному при диспетчерской централизации).

2.3.5. Работы по очистке стрелочных переводов, располагающихся на путях обращения скоростных и высокоскоростных поездов, и оборудованных устройствами пневматической обдувки, должны проводиться группой в составе не менее 2 и не более 6 монтеров пути. Монтер (монтеры) пути должен (должны) работать непосредственно со шлангом производя им очистку стрелочного перевода от снега. Работник (работники), выполняющие обязанности сигналиста, должен (должны) находиться у места присоединения воздушного шланга к запорному вентилю воздухопроводной сети (воздухоразборной колонки), наблюдать за движением поездов, следить за показаниями светофоров, объявлениями по громкоговорящей связи или подачей специального звукового сигнала о предстоящем пропуске поезда, роспуске вагонов, прохождении локомотива или маневрового состава через зону работ передвижением подвижного состава и быть готовым в любой момент прекратить подачу сжатого воздуха, дать команду монтеру (монтерам) пути, работающему со шлангом, и другим работникам о прекращении работы и уходе со стрелочного перевода на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил) и не принимать непосредственного участия в работе по очистке стрелочных переводов от снега.

2.3.6. Работы по очистке стрелочных переводов на участках скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий, должны быть прекращены не позднее чем за 20 минут до прохода скоростного или высокоскоростного поезда, а работники должны быть отведены на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил).

2.3.7. Дежурный по переезду или работник, выполняющий его обязанности, должен находиться в здании или на веранде здания переездного поста, обеспечивающих его безопасность при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов или на обочине железнодорожного пути, в случае выполнения работ в соответствии с должностными обязанностями, на безопасном расстоянии (п. 1.31. Правил). При этом переездный пост не должен ограничивать видимость железнодорожного подвижного состава и работника машинистам.

2.3.8. Дежурные по железнодорожной станции, сигналисты и другие работники железнодорожной станции, в обязанность которых входит встречать и провожать поезда, не позже, чем за 3 минуты до проследования скоростного или высокоскоростного поезда должны находиться в специальных местах для встречи поезда, определенных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции. Другие работники должны находиться на безопасном расстоянии (п. 1.31. Правил).