2.1. Требования охраны труда работников при следовании к месту работы и обратно по участкам пути, где организовано скоростное и высокоскоростное движение поездов

2.1. Требования охраны труда работников при следовании

к месту работы и обратно по участкам пути, где организовано

скоростное и высокоскоростное движение поездов

2.1.1. В случаях необходимости доставки работников от места сбора до места работ и обратно на участках инфраструктуры, где организовано скоростное и высокоскоростное движение поездов, с использованием транспортных средств, оборудованных для перевозки людей руководитель структурного подразделения должен утвердить порядок доставки персонала.

2.1.2. К месту проведения работ и обратно на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях работники должны доставляться железнодорожным и/или специально оборудованным автомобильным транспортом.

2.1.3. Доставка работников к месту работ и обратно должна производиться пассажирскими поездами дальнего и пригородного сообщения, хозяйственными (рабочими) поездами, специальным железнодорожным подвижным составом и автомобильным транспортом в соответствии с требованиями Правил по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО "РЖД" [46].

Посадка в подвижной состав и высадка из него на двухпутных скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях должна производиться по команде руководителя работ или старшего группы только на обочину пути. Места посадки и высадки на многопутных скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях устанавливаются руководителями структурных подразделений ОАО "РЖД".

2.1.4. При невозможности или отсутствии необходимости (ввиду малых расстояний) доставить работников транспортными средствами непосредственно к месту работ проход от места сбора к месту производства работ и обратно должен осуществляться, как правило, в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица (старшего группы). В случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда.

При движении необходимо обращать внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и показания сигналов светофоров.

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции должен осуществляться по маршрутам служебного прохода с учетом местных условий.

2.1.5. До начала прохода по тоннелям большой протяженности руководитель работ должен проинструктировать работников о наличии и расположении безопасных мест (п. 1.30. Правил), в которых они могут укрыться при пропуске подвижного состава, предупредить их об особой осторожности. При следовании по тоннелю руководитель работ должен следить, чтобы работники шли по одному друг за другом или рядами по два человека, не допуская отставания.

Начинать движение по тоннелю разрешается только в том случае, когда время, оставшееся до прохождения поезда по данному месту, превышает время, необходимое для прохода всего тоннеля, увеличенное на 10 минут.

2.1.6. При невозможности прохода в стороне от железнодорожного пути или по обочине (в негабаритных местах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть осуществлен с принятием следующих мер предосторожности:

руководитель работ обязан предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или рядами по два человека, не допуская отставания;

руководитель работ должен находиться сзади группы работников, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы работников должен идти сигналист или специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии прямой видимости, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не менее 500 метров от идущей группы. О приближении поезда сигналист должен своевременно оповещать группу работников звуком рожка, а руководителя работ - по носимой радиостанции.

Сигналисты должны идти с носимыми радиостанциями и с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем), ограждая идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. Сигналисты и/или работники, выполняющие их функции, помимо сигнальных жилетов со световозвращающими полосами и/или комплектов (костюмов) сигнальных повышенной видимости с нанесенным трафаретом, должны быть одеты в нарукавники специальные и головные уборы с верхом желтого цвета.

В случаях, если группа своевременно не сошла с железнодорожного пути, сигналист обязан сойти с пути не ближе чем за 400 м от приближающегося поезда и продолжать подавать бригаде сигналы остановки до тех пор, пока группа не сойдет с железнодорожного пути. В случаях, когда сигналист не виден руководителю работ, должны выставляться промежуточные сигналисты.

Встречая поезд, сигналист должен стоять лицом к железнодорожному пути с полуоборотом головы навстречу движения, располагаясь на безопасном расстоянии.

На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов, следует ориентироваться по показаниям светофоров.

В особо опасных негабаритных местах с ограниченными условиями видимости, местах, где отсутствует возможность схода с железнодорожного пути, проход работников должен быть организован в соответствии со специальными схемами ограждения. Перечень таких мест определяется руководством дистанций пути, где также разрабатываются схемы их ограждения, которые согласовываются с руководством службы пути дирекции инфраструктуры и утверждаются руководством дирекции инфраструктуры. Перечень особо опасных мест для прохода вдоль железнодорожного пути и схемы их ограждения доводятся до сведения всех причастных структурных подразделений распорядительным документом.

2.1.7. В случае если скоростной или высокоскоростной поезд не проследовал в течение 10 минут после установленного расписанием времени, руководитель работ (старший группы) должен по средствам технологической связи запросить у дежурных по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, или диспетчера поездного причину и продолжительность сбоя в графике движения поездов и только после этого принять решение о возможности дальнейшего безопасного движения к месту работ или продолжения работ.

2.1.8. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования непосредственный руководитель должен выделить необходимое количество сигналистов (не менее двух работников) для ограждения и необходимое количество работников (не менее двух работников) для своевременного снятия с пути съемных подвижных единиц до проследования поезда или в случае его обнаружения.