2.2. Требования охраны труда работников при организации и производстве работ на участках, где организовано скоростное и высокоскоростное движение поездов

2.2. Требования охраны труда работников при организации

и производстве работ на участках, где организовано

скоростное и высокоскоростное движение поездов

2.2.1. Работы на участках, где организовано скоростное и высокоскоростное движение поездов, должны производиться с разрешения руководителя работ, который принимает решение о производстве, приостановке и возобновлении производства работ. Производство работ на железнодорожных путях перегонов и железнодорожных станций следует приостанавливать при наступлении сложных метеорологических условий, указанных в пункте 1.28. настоящих Правил.

Непрерывное производство маневровых и поездных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, неотложные или противоаварийные работы на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, при указанных погодных, условиях должны выполняться с обеспечением дополнительных мер безопасности по охране труда работников, в соответствии с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами структурного подразделения ОАО "РЖД".

2.2.2. При планировании предстоящих работ руководитель структурного подразделения вместе с руководителями работ должен определить меры безопасности работников при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов при производстве работ, а также следовании работников к месту работ и обратно.

Непосредственный руководитель или руководитель работ должен провести работникам целевые инструктажи по охране труда, доведя до них, в том числе меры безопасности специфичные для конкретного места производств работ на участке скоростного или высокоскоростного движения.

Перед выполнением работ на скоростной или высокоскоростной железнодорожной линии руководитель работ должен иметь выписку из графика движения поездов по участкам планируемых работ, с уточнением скоростных и высокоскоростных поездов.

2.2.3. Обслуживание объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, связанные с приостановкой или возможной приостановкой работоспособности сооружений, оборудования и устройств, выходом на путь или в непосредственную близость от него должны быть согласованы на станции с дежурным по железнодорожной станции, а на перегоне с дежурными по железнодорожным станциям ограничивающим перегон, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - с диспетчером поездным, и проводиться в специальные или технологические "окна" с закрытием движения поездов и ограждением места работ в соответствии с требованиями ПТЭ [6].

2.2.4. Перед началом работ в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях руководитель работ должен принять следующие меры безопасности:

указать всем рабочим, куда они должны уходить с пути при приближении поезда;

оградить, в установленном порядке, сигналами остановки место работы, если соседние пути на многопутных участках, высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, откосы траншей протяженностью более 50 м не позволяют рабочим при пропуске поезда разместиться сбоку от пути;

выделить сигналиста для наблюдения за приближением поездов к месту работ и своевременного оповещения работников.

2.2.5. Работы по текущему содержанию объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных линиях:

в пределах железнодорожной станции выполняются с предварительной записью в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46 о необходимости предупреждения работников о приближении подвижного состава;

на перегоне выполняются с выдачей предупреждений машинистам в случаях, предусмотренных ПТЭ [6].

Необходимо сообщить посредством средств связи о начале и об окончании выполнения работ в пределах железнодорожной станции дежурному по железнодорожной станции, на которой выполняются работы, на перегоне дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон (диспетчеру поездному).

ЗАПРЕЩЕНО выполнение всех видов работ на участках действующего скоростного и высокоскоростного движения в одно лицо.

2.2.6. На участках путей скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий все работы, в том числе, не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования высокоскоростного поезда.

2.2.7. Железнодорожный путь, искусственные сооружения, устройства и сооружения контактной сети и линий электропередачи железнодорожного электроснабжения, устройства сигнализации, централизации и блокировки железнодорожной автоматики и телемеханики, устройства технологической железнодорожной электросвязи, станционные здания, строения и пассажирские обустройства, а также иные объекты инфраструктуры должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда.

2.2.8. Не менее чем за 20 минут до прохода скоростного или высокоскоростного поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, съемные вышки (лейтер), средства для технического обслуживания и ремонта контактной сети, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с железнодорожных путей, а также с путей железнодорожной станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, вынесены и закреплены с соблюдением габарита приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37].

ЗАПРЕЩЕН выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода скоростного или высокоскоростного поезда остается менее 30 минут.

2.2.9. Работы на смежном железнодорожном пути, расположенном рядом с железнодорожным путем, по которому ожидается проследование высокоскоростного или скоростного поезда, должны быть прекращены за 10 минут до его прохода, и руководитель работ должен вывести работников на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил).

2.2.10. С целью своевременного вывода работников в безопасную зону до прохода скоростного поезда время, необходимое для завершения работы на железнодорожных путях и уборки инструмента, в каждом конкретном случае в зависимости от вида работ должен определять руководитель работ, но не менее времени, указанного в настоящих Правилах.

2.2.11. Для обеспечения безопасности работников, обслуживающих рабочие поезда и находящихся на открытом подвижном составе, при производстве работ на участках скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий руководитель работ должен за 10 минут до прохода по смежному пути скоростного поезда прекратить работы и организовать отвод всех работников с пути и открытого подвижного состава на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил).

2.2.12 Не менее чем за 10 минут до прохода скоростного и высокоскоростного поезда по смежному пути работы с применением специального железнодорожного подвижного состава должны быть прекращены, а рабочие органы специального железнодорожного подвижного состава со стороны междупутья приведены в габарит приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37]. Машинисты специального железнодорожного подвижного состава должны принять необходимые меры к безопасному проследованию этого поезда, оставаясь в кабинах управления или на специальных площадках специального железнодорожного подвижного состава, остальные работники должны сойти на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил).

ЗАПРЕЩЕНО при пропуске по смежному пути поездов приведение рабочих органов специального железнодорожного подвижного состава из транспортного положения в рабочее и обратно.

2.2.13. По прибытию на место производства работ, руководитель работ обязан осмотреть весь участок (фронт) производства работ, с целью выявления опасных и вредных производственных факторов, от воздействия которых работники должны быть защищены, которые могли быть не учтены при планировании предстоящей работы. При выявлении изначально неучтенных опасных и вредных производственных факторов руководитель работ обязан до начала работ уведомить об этом непосредственного руководителя и принять меры по защите работников от их воздействия.

2.2.14. Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути при производстве работ на одном из путей двух - или многопутного участка, независимо от того, какими сигналами ограждается место работ, должны устанавливаться сигнальные знаки "С", за исключением случаев, когда соседний путь ограждается сигналами остановки или уменьшения скорости в соответствии с ПТЭ [6].

2.2.15. При производстве работ в условиях плохой видимости (в крутых кривых, в глубоких выемках, лесистой местности, при наличии строений и других условий, ухудшающих видимость), при работах с электрическим, пневматическим и другим инструментом, ухудшающим слышимость, если работа не требует ограждения сигналами остановки, руководитель работ обязан поставить со стороны плохой видимости или слышимости сигналиста со звуковым сигналом и носимой радиостанцией так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналисту на расстоянии не менее 800 м от места работ при установленной скорости поезда до 140 км/ч включительно, а также задействовать автоматические средства оповещения при их наличии.

В тех случаях, когда расстояние от места работ до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляют менее 800 м, основной сигналист выставляется дальше и выставляется промежуточный сигналист также с носимой радиостанцией и со звуковым сигналом для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом. При этом на поезда в установленном порядке должны выдаваться предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов. При работе в местах с особо сложными условиями скорость движения поездов должна быть ограничена или место работ должно быть ограждено сигналами остановки независимо от вида работ. В таких местах плановые работы, как правило, должны выполняться в технологические "окна" в соответствии с ПТЭ [6] и Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [45].

2.2.16. Работники, выполняющие работы по обслуживанию инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, помимо знаний, установленных для конкретных профессий, должны знать:

порядок ограждения мест производства работ на скоростной и высокоскоростной линиях;

время ожидаемого проследования скоростных и высокоскоростных поездов по месту, на котором производятся работы, согласно выписке из расписания движения поездов;

безопасные места и расстояния нахождения при пропуске скоростных и высокоскоростных поездов.

2.2.17. Работники структурных подразделений, выполняющие работы над линиями скоростного и высокоскоростного движения поездов должны быть обеспечены инструментом с привязью и специальной сумкой для рабочего инструмента и мелких деталей с запирающим устройством, не допускающим самопроизвольного открывания сумки, для предотвращения его падения.

2.2.18. В особо опасных негабаритных местах с ограниченными условиями видимости, местах, где отсутствует возможность схода с железнодорожного пути, проход работников должен быть организован в соответствии со специальными схемами ограждения. Перечень таких мест определяется руководством дистанций пути, где также разрабатываются схемы их ограждения, которые согласовываются с руководством службы пути дирекции инфраструктуры и утверждаются руководством дирекции инфраструктуры. Перечень особо опасных мест для прохода вдоль железнодорожного пути и схемы их ограждения доводятся до сведения всех причастных структурных подразделений дирекции инфраструктуры распорядительным документом.

2.2.19. Руководитель структурного подразделения, работники которого выполняют работы при обслуживании объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных линиях, утверждает меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций и перечни работ, выполняемых по наряду-допуску.