1. Общие требования

1.1. Настоящие Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (далее - Правила) устанавливают требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте (далее - обслуживание) железнодорожного пути и сооружений, устройств контактной сети, железнодорожной автоматики, телемеханики и железнодорожной электросвязи (далее - объекты инфраструктуры) скоростных, при скорости движения поездов от 141 до 200 км/ч, и высокоскоростных, при скорости движения поездов свыше 200 км/ч, железнодорожных линий ОАО "РЖД" и их участков.

1.2. При обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" на работников могут воздействовать следующие основные опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания) и вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса и определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда:

факторы, связанные с аномальными микроклиматическими параметрами воздушной среды, температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью движения (подвижностью) воздуха на рабочем месте (месте производства работ);

повышенный уровень и другие неблагоприятные характеристики шума;

повышенный уровень общей и локальной вибрации;

повышенная концентрация аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыль в воздухе рабочей зоны, взвеси вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны);

физические перегрузки при чрезмерных физических усилиях при подъеме предметов и деталей, при перемещении предметов и деталей, при стереотипных рабочих движениях и при статических нагрузках, при неудобной рабочей позе, в том числе при наклонах корпуса тела работника более чем на 30°;

новые, непривычные виды труда, связанные с отсутствием информации, умений для выполнения новым видам работы;

напряженный психологический климат в коллективе, стрессовые ситуации, в том числе вследствие выполнения работ вне места постоянного проживания и отсутствия иных внешних контактов;

нервно-психические и физические перегрузки.

Также на работников могут воздействовать следующие основные опасности (воздействие которых может привести к травмам):

неприменение или применение СИЗ поврежденных, не сертифицированных, не соответствующих размерам, не соответствующих выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;

скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые опорные поверхности;

предметы и элементы конструкции, расположенные на путях следования, в том числе из-за неправильной организации рабочего места;

перепад высот, отсутствие ограждения на высоте свыше 5 м;

подвижной состав и другие транспортные средства;

подвижные части оборудования, механизмов и инструментов, а также другие опасности, связанные с затягиванием работника в механизмы и агрегаты;

мелкие стружки, мелкие осколки, крупнодисперсная пыль, другие опасности, связанные с повреждением глаз вследствие попадания инородного тела;

осколки оборудования, деталей, инструмента, стекла, острые кромки и заусенцы, металлическая стружка, другие опасности, связанные с получением пореза или колотой раны;

инструмент, груз, заготовки, материал или иной предмет, перемещаемый или поднимаемый, в том числе на высоту, плохо или неправильно закрепленные детали или заготовки, а также другие опасности, связанные с получением удара;

нефть, нефтепродукты, смазочные масла, чистящие и обеззараживающие, дезинфицирующие вещества, воздействующие на кожные покровы;

поверхности, жидкости или газ, имеющие высокую температуру; охлажденные поверхности;

электрический ток, шаговое напряжение, наведенное напряжение в отключенной электрической цепи и другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества;

насилие от враждебно настроенных работников или других лиц;

недостаточная видимость (различимость) работника для других лиц, в том числе управляющих опасными машинами или механизмами.

Кроме того, на работника в процессе работы могут воздействовать следующие профессиональные риски:

вероятность травмирования в результате ДТП;

вероятность травмирования в результате падения с высоты;

вероятность травмирования в результате падения, обрушения грузов, материалов;

вероятность травмирования в результате воздействия разлетающихся предметов;

вероятность травмирования в результате поражения током;

вероятность травмирования в результате наезда, удара, зажатия подвижным составов;

вероятность травмирования в результате удара, придавливания, захвата инструментами;

вероятность травмирования в результате спотыкания в процессе передвижения;

вероятность травмирования в результате избиения;

вероятность получения ущерба здоровью и жизни в результате убийства;

вероятность травмирования в результате пожара;

вероятность травмирования в результате воздействия вредных веществ (химические ожоги, острые отравления);

вероятность травмирования в результате воздействия насекомых или животных;

вероятность травмирования в результате прочих видов происшествий.

Приведенные сведения о вредных и (или) опасных производственных факторах, профессиональных рисках и опасностях не являются окончательными и исчерпывающими, руководитель структурного подразделения при разработке инструкций по охране труда для работников в праве изменять их в части исключения или дополнения сведениями, характерными для осуществляемой им деятельности, с учетом специфики деятельности структурного подразделения.

При организации выполнения работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных необходимо принимать меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, не превышающих уровней, установленных требованиями нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и иными требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса проведение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты запрещается.

При обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" необходимо обеспечить безопасные условия и охрану труда, в том числе посредством реализации мер, разрабатываемых на основе регулярно проводимых работ по выявлению, анализу и оценке опасных производственных факторов и профессиональных рисков, в том числе перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

1.3. Обеспечение требований охраны труда работников структурных подразделений при обслуживании объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях ОАО "РЖД" должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1] и другими законодательными актами по охране труда, Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" [2] и другими регламентами, содержащими требования охраны труда, Правилами по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта [7] и Правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта [8], ГОСТ 12.3.002 [30], другими стандартами системы стандартов безопасности труда, правилами по охране труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Примечание - При пользовании настоящими Правилами целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими Правилами следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

1.4. Требования настоящих Правил должны учитываться при заключении соответствующих договоров со сторонними организациями, подконтрольными обществами и хозяйствующими обществами с участием ОАО "РЖД", деятельность которых связана с обслуживанием объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, в том числе организациями осуществляющими охрану и сопровождение вагонов и контейнеров с грузами при перевозке, охрану стационарных и передвижных объектов железнодорожного транспорта, оказывающими услуги по обеспечению пожарной безопасности.

1.5. В случае производства работ (оказания услуг) на объектах инфраструктуры, находящейся под контролем другого владельца, перед началом производства таких работ (оказания услуг) производителю работ необходимо согласовать с владельцем объектов инфраструктуры мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников, в том числе работников сторонних организаций, производящих работы (оказывающих услуги) на данных объектах.

1.6. В договоры на использование объектов инфраструктуры со сторонними организациями, подконтрольными ОАО "РЖД" обществами и иными хозяйственными обществами с участием ОАО "РЖД", заключаемые на выполнение работ на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, должны включаться:

вопросы распределения функций и ответственности за обеспечение требований охраны труда между сторонами договора;

положения о соблюдении подрядной организацией требований охраны труда, установленных в ОАО "РЖД".

1.7. Сторонними организациями, выполняющими работы на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, в проекты производства работ должны включаться разделы охраны труда и регламент взаимодействия, учитывающие специфику работ на указанных железнодорожных линиях.

1.8. При выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" подрядными организациями, персонал подрядных организаций может приступать к работе в соответствии с порядком допуска сторонних организаций, установленных владельцем инфраструктуры и Положением об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств, железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" [53].

1.9. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, необходимо организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

1.10. Прохождение работниками, связанными с движением поездов, опасными и вредными производственными факторами при обслуживании объектов инфраструктуры, проведением маневровых работ на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, предварительных и периодических медицинских осмотров должно быть организовано в соответствии с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры [21], Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников [24], Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте [25], Порядком прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности [26].

1.11. К самостоятельной работе, связанной с обслуживанием объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой [22] и Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам [23].

1.12. В случае приема на работу инвалида или признания работника инвалидом необходимо создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

1.13. Необходимо обеспечить обучение работников по охране труда в установленном порядке, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты (для определенных категорий работников), инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

1.14. Организация проведения работ на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, на которые требуется оформление наряда-допуска, должна соответствовать Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок [10], Правилам по охране труда при работе на высоте [12], Правилам по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [14], Правилам по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ [15], Правилам по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте [16], Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения [17] и другим правилам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, для конкретного вида работ по наряду-допуску.

1.15. При проходе от места сбора к месту работы и обратно, во время производства работ, перерывах в работе, включая обеденный перерыв, работниками независимо от занимаемой ими должности и принадлежности к филиалу и/или структурному подразделению ОАО "РЖД" должны соблюдаться требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [45].

Примечание - Структурное подразделение - подразделение региональных дирекций, центров и других структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД" (депо, дистанция, центр организации работы железнодорожных станций, железнодорожный вокзал, путевая машинная станция, региональный центр связи и другие подразделения линейного уровня).

1.16. Электротехнический и электротехнологический персонал должен проходить в соответствии со спецификой деятельности, в соответствующем объеме обучение и проверку знаний Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок [10], Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии [11], Правил устройства электроустановок [9], СТО РЖД 15.013 [41].

Производство работ в зоне контактного провода и несущего троса сверху допускается только после снятия напряжения с контактной сети. При необходимости приближения по условиям производства работ (выполнение осмотров, путевых работ, ремонт, окраска искусственных сооружений, проверка габарита приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37], вырубка деревьев и т.д.) к находящимся под напряжением и не огражденным частям контактной сети, волноводов и воздушной линии электропередачи на расстояние менее 2 м, с контактной сети, воздушной линии электропередачи и связанных с ними устройств должно быть снято напряжение и установлено заземление в местах производства работ на весь период работ.

Приступать к работам разрешается только после получения руководителем работ от представителя дистанции электроснабжения разрешения на производство работ.

Надзор за соблюдением требований электробезопасности электротехническим персоналом подрядных организаций осуществляет ответственный работник подрядной организации.

1.17. К выполнению работ на высоте при обслуживании объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и имеющие соответствующую группу по безопасности работ на высоте.

Производство работ на высоте должно быть организовано в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [12].

1.18. При нахождении на железнодорожных путях и непосредственной близости от них на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях и выполнении работ все работники, включая руководящий состав, в том числе при выполнении ревизорских и инспекторских функций, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами и/или комплекты (костюмы) сигнальные повышенной видимости с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению, а на сигналистах, кроме того, должны быть специальные нарукавники и сигнальные головные уборы с верхом желтого цвета для отличия от других работников в соответствии с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты [20].

Все работники должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [13], СТО РЖД 15.020 [43]

Используемые средства индивидуальной и коллективной защиты, специальная одежда не должны снижать визуальное и слуховое восприятие сигналов о приближении подвижного состава.

Работники филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" должны пользоваться жилетами сигнальными оранжевого цвета, а работники подрядных организаций - желтого цвета, в соответствии с Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях [45].

1.19. Руководители структурных подразделений должны обеспечивать работникам, занятым обслуживанием объектов инфраструктуры, расположенных на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, режимы рабочего времени и время отдыха в соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов [27], а также правилами внутреннего трудового распорядка для работников структурного подразделения с учетом местных особенностей работы на скоростной и/или высокоскоростной железнодорожной линии и конкретными условиями труда для каждого технологического процесса, характера производственной деятельности.

1.20. На участках обращения скоростных и высокоскоростных поездов регламент переговоров устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры в соответствии с ПТЭ [6]

При выполнении работ на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях все работники, которые согласно должностным обязанностям имеют право руководить работами на объектах инфраструктуры и производить их осмотр, и сигналисты должны иметь при себе исправные средства связи и использовать их для ведения служебных переговоров с дежурными по железнодорожным станциям, руководителями своего структурного подразделения (диспетчерами) и другими руководителями работ, выполняющими работы на общем или совмещенном фронте работ.

1.21. Руководитель структурного подразделения должен организовать информирование работников об особенностях условий труда на рабочих местах скоростных и высокоскоростных линий, существующих профессиональных рисках и их уровнях, использовании в целях контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасного производства работ приборов, устройств, оборудования и (или) их комплексов (систем), обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ (в случае их использования).

1.22. При возникновении угрозы жизни и здоровью работников, руководитель работ обязан приостановить производство работ, а также эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг до устранения такой угрозы.

1.23. К лицам, обнаруженным в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, должны приниматься меры по выводу их из опасной зоны и отстранению от работы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1].

1.24. Руководитель подразделения ОАО "РЖД" обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

1.25. Разрабатываемые технологические документы по обслуживанию объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях, организация и ведение технологических процессов, должны соответствовать стандартам безопасности труда, правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, сводам правил, правилам и другим нормативно-техническим и технологическим документам на соответствующие процессы.

Технологические инструкции, карты технологических процессов, маршрутные карты, операционные карты и другие технологические документы должны утверждаться в установленном порядке после проверки отражения (наличия) в них требований безопасности труда.

Технологические документы по обслуживанию объектов инфраструктуры на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях должны содержать требования безопасности труда в соответствии с ГОСТ 3.1120 [35].

1.26. Руководители структурных подразделений должны обеспечить разработку и утверждение, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, инструкций по охране труда для всех профессий работников и видов выполняемых работ на основе настоящих Правил, инструкций по охране труда ОАО "РЖД", утвержденных в установленном порядке, и в соответствии с Основными требованиями к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем [28] и Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [54], с учетом конкретных и специфичных условий труда на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях.

1.27. Прием, отправление и пропуск поездов, производство маневров, закрепление железнодорожного подвижного состава, прием и отправление поездов в условиях выполнения ремонтно-строительных работ, назначение и передача предупреждений на поезда, а также выполнение отдельных процессов, связанных с производством поездной и маневровой работы производится в соответствии ПТЭ [6], с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией.

В случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка железнодорожного подвижного состава в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда при содержании и ремонте объектов инфраструктуры, выдача предупреждений на поезда и ограждение мест производства работ на железнодорожных путях перегонов и железнодорожных станций должны производиться в соответствии ПТЭ [6] и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ [55].

1.28. Производство работ на железнодорожных путях перегонов и станций не допускается в сложных метеорологических условиях (грозе, ливневом и ледяном дожде, тумане, исключающем видимость в пределах места производства работы, при скорости ветра, превышающей допустимую для работы с оборудованием, снегопаде, метели), исключающих видимость в пределах более 400 м, за исключением непрерывного производства маневровых и поездных работ, а также работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых с соблюдением всех необходимых мер безопасности работников в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими требования по обслуживанию объектов инфраструктуры, и локальными нормативными актами структурного подразделения.

1.29. Перед выходом на перегон руководитель работ (старший группы) обязан:

проверить наличие, комплектность и исправность у работников инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты;

убедиться лично или по средствам связи у дежурного по железнодорожной станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка на выдачу предупреждений на поезда принята к исполнению;

провести работникам целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.

Руководитель работ и сигналисты должны иметь при себе выписки из действующего на текущий период расписания движения поездов.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнение работ, требующих ограждения сигналами остановки и предупреждения работающих на путях о приближении поездов, при недостаточном количестве сигналистов или не ограждении места производства работ и при отсутствии связи между руководителем работ и сигналистами.

1.30. При следовании к месту работ и обратно или при производстве работ, в случае обнаружения (визуального или звукового) приближающегося подвижного состава работники оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны по команде руководителя работ (ответственного за безопасное производство работ, старшего группы) отойти и убрать инструменты, механизмы, приспособления, материалы и изделия с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути на безопасное расстояние (далее - безопасное расстояние) от крайнего рельса пути не менее:

2,5 м при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;

4 м при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч.

При установленных скоростях движения более 140 км/ч указанные выше мероприятия следует выполнить за 10 минут до прохода скоростного или высокоскоростного поезда при этом безопасное расстояние от крайнего рельса пути составляет не менее 5 м.

За 20 минут до прохода скоростного или высокоскоростного поезда все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей железнодорожной станции, имеющих выход на маршрут приема и отправления скоростного или высокоскоростного поезда, вынесены и закреплены с соблюдением габарита приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37].

При пропуске подвижного состава все работники должны находиться по одну сторону от железнодорожного пути. Работникам запрещается для пропуска поезда переходить на соседний путь и находиться на нем.

Пропуск необходимо осуществлять лицом к железнодорожному пути с полуоборотом головы навстречу движения поезда.

Руководитель работ, получив сигнал от сигналистов о приближении поезда, должен подать работникам команду о необходимости ухода с пути в заранее определенное место. Команда руководителя работ является приказом для всех работников.

Дополнительно место производства работ может оборудоваться автоматическими средствами оповещения.

1.31. ЗАПРЕЩЕНО нахождение работников на междупутье при пропуске высокоскоростного или скоростного поездов на перегонах на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

При вынужденном нахождении на междупутье и отсутствии возможности отойти на безопасное расстояние на обочину земляного полотна (в ниши, убежища) необходимо немедленно лечь на землю по оси междупутья параллельно железнодорожным путям и оставаться в таком положении до проследования высокоскоростного или скоростного поезда.

1.32. Во время производства работ инструмент и материалы необходимо размещать таким образом, чтобы было обеспечено свободное передвижение работников и соблюдение габарита приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37] на фронте производства работ и по смежным путям на многопутных участках скоростного и высокоскоростного движения.

1.33. При выполнении работ, при проходе по территории железнодорожных станций и железнодорожным путям перегонов всем работникам, включая руководящий состав (в том числе при выполнении ревизорских и инспекторских функций), запрещается пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио- и видеоплееры).

Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии:

не менее 3,5 м от крайнего рельса при проследовании поезда со скоростью до 120 км/час;

не менее 5 м от крайнего рельса при проследовании поезда со скоростью 121 - 140 км/час;

не менее 6 м при проследовании поезда со скоростью более 140 км/ч.

Пользоваться личными мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

обеспечением безопасности движения;

предотвращением террористических и противоправных действий;

пожарами на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД";

несчастными случаями с работниками и/или гражданами.

1.34. Дежурные по железнодорожным станциям (диспетчер поездной при диспетчерской централизации) обо всех случаях изменения графика движения скоростных и высокоскоростных поездов, должны заблаговременно извещать:

на железнодорожных станциях - руководителей работы (старших групп) по двусторонней парковой связи, радиосвязи или другими средствами связи, в соответствии с записью, сделанной руководителем работ (старшим группы) в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и контактной сети, формы ДУ-46;

на перегонах - дежурных структурных подразделений, которые в свою очередь должны средствами связи передать эту информацию руководителям работ (старшим групп), выполняющих работы на скоростных и высокоскоростных железнодорожных линиях.

1.35. Обеспечение требований пожарной безопасности производственных процессов в структурных подразделениях должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" [3], Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности [4], Правилами противопожарного режима в Российской Федерации [5], ГОСТ 12.1.004 [30], СП 153.13130 [40], сводами правил и иными нормативными правовыми актами и нормативными документами ОАО "РЖД" в области пожарной безопасности, инструкциями о мерах пожарной безопасности.

1.36. При следовании к месту работ и обратно, выполнении всех видов работ в зоне скоростного и высокоскоростного движения поездов, помимо данного раздела, необходимо также руководствоваться соответствующими положениями других разделов и Приложением N 2 настоящих Правил, требованиями безопасности технологических процессов и проектов производства работ.