2.8. Требования охраны труда работников при производстве работ на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях, расположенных в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов

2.8. Требования охраны труда работников при производстве

работ на мостах, в тоннелях и других искусственных

сооружениях, расположенных в зоне движения скоростных

и высокоскоростных поездов

2.8.1. Инженерные сооружения должны иметь исправные устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самого сооружения и пути. К таким устройствам относятся: на железнодорожных мостах - тротуары и убежища с перилами, мостовой настил, перила по верхнему поясу и лестницы с перилами по портальным рамам (для мостов с ездой понизу); у труб и конусов - лестницы (сходы) с перилами; в тоннелях - ниши и камеры в соответствии с Правилами по охране труда при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" [44].

Расположение площадок-убежищ на мостах должны соответствовать требованиям СП 35.13330 [38].

Расположение камер и ниш с обеих сторон тоннеля и их размеры должны соответствовать требованиям СП 122.13330 [39].

У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи более 2 м должен быть один, а при необходимости два постоянных лестничных схода по откосам.

Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками должны указываться направления к ближайшим камерам и нишам.

2.8.2. При производстве работ на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях, расположенных в зоне скоростного и высокоскоростного движения поездов следует руководствоваться требованием настоящих Правил и требованиями Инструкции по содержанию искусственных сооружений [56].

2.8.3. Работы на мостах, в тоннелях, путепроводах, а также на подходах к ним, следует планировать таким образом, чтобы за 20 мин до прохода скоростного и высокоскоростного поезда завершить работы, руководителю работ (старшему группы) вывести работников, оказавшихся на пути следования поезда, с места работ и отвести их в установленные места на безопасное расстояние (п. 1.30. Правил).

В случае отсутствия возможности покинуть искусственные сооружения до проследования скоростного или высокоскоростного поезда работникам следует укрыться на мостах, путепроводах - в убежища, в тоннелях - в ниши, камеры.

2.8.4. Перед началом производства работ на мостах и в тоннелях руководитель работ должен убедиться:

в выдаче предупреждений машинистам локомотивов об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов;

в исправности освещения и вентиляции в тоннеле;

в исправности автоматической светозвуковой сигнализации (при ее наличии) и выставить необходимое количество сигналистов на мосту и подходах, в тоннеле и за порталами с обеих сторон для наблюдения за подходящими поездами и своевременного оповещения работников о приближении поездов.

до выхода на мост или входа в тоннель руководитель работ должен указать каждому работнику место для укрытия в площадках - убежищах, нишах или камерах, место для складирования инструмента, материала и оборудования.

ЗАПРЕЩЕНО находится на тротуарах и настилах у перил мостов вне площадок - убежищ и вне ниш, камер тоннелей во время проследования поезда.

2.8.5. Руководитель работ должен следить, чтобы во время производства обследовательских или ремонтных работ на мосту и в тоннеле материалы и инструмент находились в устойчивом положении с соблюдением габарита приближения строений ГОСТ 9238-2013 [37].

Площадки - убежища, ниши, камеры, предназначенные для укрытия работников, и подходы к ним должны быть свободными.

ЗАПРЕЩЕНО складирование материалов, оборудования и инструмента на тротуарах мостов, в тоннеле около стен при проследовании скоростного или высокоскоростного поезда.

2.8.6. Для оповещения о приближении поезда работников, занятых на работах по осмотру и содержанию искусственных сооружений без ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, должны устанавливаться сигнальные знаки "С", выдаваться предупреждения на поезда об особой бдительности и выставляться сигналисты в соответствии с ПТЭ [6].

Мосты и тоннели, расположенные в зоне скоростного и высокоскоростного движения поездов по перечню, утвержденному руководством дирекции инфраструктуры, в плановом порядке должны оборудоваться оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.

2.8.7. На подходах к мостам, предпортальных участках, где крутые откосы насыпей или выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться работникам на безопасном расстоянии сбоку от рельсовой колеи, работы должны выполняться в "окно", а место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений на поезда в соответствии с ПТЭ [6].

2.8.8. Все охраняемые и неохраняемые мосты, расположенные в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов по перечню, утвержденному руководителем дирекции инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, пешеходные мосты и тоннели, расположенные в населенных пунктах, должны быть освещены в соответствии нормами, установленными ГОСТ Р 54984 [33].

2.8.9. Работники, находящиеся в тоннеле и на предпортальном участке, должны своевременно оповещаться о приближении поезда.

Порядок оповещения о приближении поезда работников, находящихся в тоннеле и на предпортальном участке, устанавливается руководителем соответствующего структурного подразделения, производящего в нем работы.

2.8.10. При работах на мостах и в тоннелях длиной более 100 м для получения извещения об отправлении поездов руководитель работ должен быть обеспечен средствами связи с ближайшими железнодорожными станциями или диспетчером поездным, актуальным расписанием движения поездов по этому участку.