Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Постановление Пленума ВАС РФ от 15.04.1992 N 5 "О порядке применения законодательства, регулирующего заключение договоров на поставку продукции и товаров в 1992 году"

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 1992 г. N 5

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ

В 1992 ГОДУ

В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 30 Закона Российской Федерации "Об арбитражном суде", постановляет:

Разъяснить в порядке судебного толкования, что:

1. При рассмотрении споров, связанных с заключением договоров на поставку продукции и товаров в 1992 году, арбитражные суды должны руководствоваться прежде всего Законами Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", Указами Президента Российской Федерации от 15.10.91 N 143 "О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году" и от 20.02.92 N 165 "О мерах по стабилизации работы промышленности Российской Федерации в 1992 году", а также постановлениями Правительства России от 23.10.91 N 558 "Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году" и от 27.02.92 N 132 "О временных мерах по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов в 1992 году".

2. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность и распоряжается выпускаемой продукцией. Указом Президента России от 15.10.91 N 143 (п. 1) также предусмотрено, что поставщики самостоятельно реализуют свою продукцию и товары покупателям на условиях заключаемых договоров.

В этой связи споры, возникающие при заключении договоров на поставку продукции и товаров, на основании ст. 20 Арбитражного процессуального кодекса могут быть переданы на разрешение арбитражного суда по соглашению сторон либо, если такая передача специально предусмотрена, законодательным актом.

3. В настоящее время законодательными актами Российской Федерации предусмотрена возможность принудительного сохранения сложившихся хозяйственных связей по поставкам в тех случаях, когда покупатели расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 04.04.92 N 2661-1 "О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности") или включены в перечень предприятий, определенный в п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами".

Поэтому иски указанных покупателей о понуждении поставщиков заключить договоры на основании сложившихся хозяйственных связей подлежат рассмотрению арбитражным судом.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 постановления Верховного Совета России от 04.04.92 N 2661-1 в таком же обязательном порядке заключаются договоры между поставщиками и потребителями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если в 1991 году поставки продукции (товаров) осуществлялись в соответствии с договорами, основанными на государственном заказе. Кроме того, в силу п. 3 названного постановления аналогичными правами пользуются предприятия и организации, поставляющие продукцию (товары) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в отношении поставщиков тары и других средств упаковки, а также материалов для их производства.

При рассмотрении споров следует проверять доводы поставщиков о невозможности сохранения уровня поставок продукции (товаров) 1991 года и принимать решение в части объема подлежащей поставке продукции с учетом представленных поставщиком доказательств.

4. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами" такое обеспечение на период перехода к рыночным отношениям осуществляется, в частности, на основе государственного заказа на продукцию производственно-технического назначения по важнейшей номенклатуре.

Государственный заказ на поставку агропромышленному комплексу продукции в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона должен быть установлен Правительством России.

Поэтому при предъявлении покупателями исков о понуждении поставщиков к заключению договоров на поставку продукции агропромышленному комплексу у покупателей следует истребовать доказательства о доведении в установленном порядке государственного заказа и споры рассматривать с учетом представленных документов.

5. В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Российской Федерации от 23.10.91 N 558 размещение на предприятиях и в организациях заказов на поставку продукции для республиканских государственных нужд осуществляется на договорной основе с использованием экономического стимулирования.

В случае принятия предприятием-изготовителем такого заказа орган, разместивший заказ, заключает с предприятием контракт (п. 4 постановления).

Поэтому разногласия по условиям контрактов на выполнение заказов на поставку продукции для республиканских государственных нужд должны приниматься арбитражным судом к рассмотрению только при представлении доказательств принятия поставщиком контракта в целом.

6. Согласно п. 5 постановления Совета Министров Российской Федерации от 23.10.91 N 558 извещения о прикреплении предприятия-изготовителя к конкретным потребителям, выданные на основании заключенного в добровольном порядке контракта на поставку продукции (товаров) для республиканских государственных нужд, являются основанием для заключения между поставщиком и потребителем договора, который в этом случае заключается в обязательном порядке.

Поэтому, если предприятие-изготовитель, заключив на добровольной основе контракт на поставку продукции (товаров) для республиканских государственных нужд, уклоняется от оформления договорных отношений на основании выданного извещения, то вопрос о понуждении его к заключению договора может быть решен арбитражным судом по иску покупателя, указанного в извещении.

При этом в ходе арбитражного разбирательства следует проверять соблюдение установленного порядка выдачи таких извещений.

7. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.92 N 165 установлено, что специальное регулирование хозяйственной деятельности предприятий, допускающих монополистические действия, в том числе предъявление требований о встречных поставках продукции и оказании услуг и оплате поставок продукции в иностранной валюте, включает принудительное восстановление сложившихся хозяйственных связей.

Согласно п. 3 постановления Правительства России от 27.02.92 N 132 основанием для заключения договора в этом случае является предписание Комиссии Правительства Российской Федерации по оперативному регулированию ресурсообеспечения, высылаемое в адрес поставщика и покупателя.

Поэтому покупатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика, получившего соответствующее предписание, заключить договор на поставку продукции (товаров) по сложившимся хозяйственным связям.

При рассмотрении таких споров следует проверять, признан ли поставщик в установленном порядке предприятием, допускающим монополистические действия, и включен ли в Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов.

Если указанные обстоятельства материалами дела подтверждаются, однако при рассмотрении спора установлено отсутствие между сторонами сложившихся хозяйственных связей, требования покупателя должны быть отклонены.

При решении вопроса об объеме подлежащей поставке продукции (товаров) необходимо выяснить, какие предприятия являлись покупателями по ранее заключенным поставщиком договорам и принимать решение с учетом их интересов.

8. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.92 N 165 и постановлением Правительства России от 27.02.92 N 132 предусмотрено введение для предприятий, допускающих монополистические действия, принудительного распределения продукции и государственного регулирования цен.

Основанием для заключения договора в указанном случае является документ на поставку продукции, реализуемой в порядке принудительного распределения, выдаваемый Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативному регулированию ресурсообеспечения. В случае отказа поставщика от заключения такого договора иск покупателя подлежит рассмотрению арбитражным судом.

9. Поставка продукции (товаров) предприятиям стран СНГ осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанным 20 марта 1992 г. в г. Киеве.

В соответствии с п. 14 названного Соглашения споры о заключении договоров поставки товаров по межгосударственным соглашениям рассматриваются арбитражными (хозяйственными) судами государств - членов Содружества по месту нахождения предприятий - поставщиков.

При этом основанием для заключения таких договоров являются извещения о прикреплении покупателей к поставщикам, выдаваемые органами, регулирующими поставки для государственных нужд (п.п. 10 - 13 Соглашения).

Председатель Высшего арбитражного суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Секретарь Пленума, судья Высшего

арбитражного суда

Российской Федерации

А.М.ХАЧИКЯН