Параграф 4.2. Правило для сделок с имуществом детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии со статьей 9 ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия ООиП в отношении подопечного возлагаются на ООиП, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается ООиП по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен ООиП по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на ООиП. Аналогичное правило содержится в частях 2 и 3 статьи 11 ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Согласно части 5 статьи 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекуны или попечители обязаны извещать ООиП о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

При этом в интересах подопечного ООиП в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (часть 4 статьи 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве").

При перемене места жительства подопечного ООиП, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в ООиП по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

Полномочия ООиП по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный ООиП со дня получения личного дела подопечного (части 2 и 3 статьи 9 ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Из указанных норм закона следует:

- личное дело, в котором находиться опись всего имущества несовершеннолетнего, ведет ООиП, установивший опеку или попечительства;

- в случае изменения места жительства подопечного (либо опекуна или попечителя, если опека (попечительство) были установлены по его месту жительства) дело подопечного направляется в ООиП по его новому месту жительства.

Соответственно, все решения в отношении подопечного, защиты его прав и интересов, должен принимать ООиП, в котором находится личное дело подопечного (по общему правилу по месту жительства несовершеннолетнего).

Именно у этого ООиП имеется полная информация об имуществе ребенка, особенностях его личности и взаимоотношений с законными представителями, указанный ООиП осуществляет контроль за действия законных представителей и принимает решение на основе всех данных о семье подопечного и форме его устройства.

Проблема заключается в том, что само имущество подопечного может находиться вне места жительства подопечного, учитывая также допустимость изменения места жительства ребенка, а также возможность назначения опеки/попечительства над подопечным ребенком по месту жительства опекуна/попечителя.

Однако и в случае нахождения имущества подопечного, на распоряжение которым должно быть получено предварительное разрешение ООиП, в ином субъекте Российской Федерации, такое решение должно приниматься ООиП по месту жительства несовершеннолетнего.

В связи с различным территориальным расположением имущества ребенка и самого подопечного у органов опеки и попечительства возникают сложности в согласовании совершения сделок.

В практике деятельности органов опеки и попечительства используются следующие варианты решения рассматриваемого вопроса в порядке взаимодействия территориальных органов опеки и попечительства:

- ООиП по месту жительства ребенка осуществляет межведомственное взаимодействие с ООиП по месту нахождения имущества ребенка с целью получения необходимых документов и информации для принятия решения в отношении указанного имущества;

- ООиП по месту жительства несовершеннолетнего направляет его законных представителей в ООиП по месту нахождения имущества подопечного для получения предварительного разрешения на совершение сделки;

- ООиП по месту жительства самостоятельно запрашивает предварительное заключение по вопросу сделки с имуществом несовершеннолетнего в ООиП по месту нахождения такого имущества, на основе полученного заключения принимает окончательное решение о предоставлении/отказе в предоставлении разрешения на сделку.

Законодательно вопросы межведомственного взаимодействия между органами опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного и месту нахождения его имущества не регламентированы, поэтому в целях обеспечения наилучшего обеспечения прав и интересов несовершеннолетних органы опеки и попечительства должны оказывать содействие друг другу при решении вопросов предоставления предварительного разрешения на сделки с имуществом подопечных несовершеннолетних.

Не допускается отказ в предоставлении разрешения на совершение сделки исключительно по основанию того, что заявление на получение предварительного разрешения подано в ненадлежащий территориальный орган опеки и попечительства без согласования между территориальными органами опеки и попечительства вопроса о территориальной юрисдикции.

Ответственным за предоставление предварительного разрешения в порядке статьи 37 ГК РФ и статей 19 - 21 ФЗ "Об опеке и попечительстве" является ООиП, в котором находится личное дело подопечного, по общему правилу это ООиП по месту жительства несовершеннолетнего, также этим органом может быть ООиП по месту жительства опекуна и попечителя (если там была установлена опека и попечительства).

Изменение места жительства подопечного, в отношении которого установлена опека и попечительства, всегда находится под контролем ООиП, учитывая предусмотренные сроки уведомления соответствующих органов со стороны опекунов/попечителей (статья 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве"), а также сроки передачи личных дел из одного ООиП в другой (статья 9 ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Кроме того, ООиП вправе в своей практике использовать предоставленные законом возможности по ограничению права опекуна/попечителя на изменение места жительства подопечного (статья 15 ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ "Об опеке и попечительстве" надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется ООиП по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, ООиП по месту жительства опекунов или попечителей.

При определении места жительства детей, оставшихся без попечения родителей, следует исходить из общих положений гражданского законодательства о месте жительства гражданина (статья 20 ГК РФ) и специальных положений о месте жительства подопечных несовершеннолетних граждан, в отношении которых установлена опека/попечительство (статья 36 ГК РФ).

Согласно статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со специальными правилами пункта 2 статьи 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения ООиП при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители обязаны извещать ООиП о перемене места жительства.

Особенностью определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, являются условия его устройства в той или иной форме устройства: опека/попечительство, приемные (патронатные) родители, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные формы являются временными и прекращаются по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста (досрочно при эмансипации или вступлении в брак). При этом в период проживания несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, у опекунов/попечителей, приемных родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные места проживания должны признаваться местом жительства ребенка, независимо от наличия у него иного жилого помещения, где ранее ребенок проживал и которое сохраняется за ним.

При определении места жительства в данном случае регистрация по месту жительства ребенка не будет иметь определяющего значения, если ребенок проживает постоянно со своими законными представителями или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В вопросе определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, при расхождении сведений о его регистрации по месту жительства и фактическим местом жительства у опекуна/попечителя, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо учитывать позиции Конституционного Суда РФ.

В Определении Конституционного Суда РФ от 5 октября 2000 г. N 199-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что понятие "места жительства" и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.

В ситуации, когда личное дело несовершеннолетнего ведет ООиП по месту жительства ребенка у опекуна/попечителя, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществляет контроль за действиями законного представителя, включая предоставление предварительного разрешения на сделки с имуществом ребенка, данный ООиП должен осуществлять взаимодействие с ООиП по месту нахождения имущества ребенка с целью эффективного контроля за соблюдением имущественных прав и интересов несовершеннолетнего.

Имущественные права несовершеннолетних регулируются преимущественно гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ). Таким образом, осуществление имущественных прав должно быть гарантировано одинаково на всей территории Российской Федерации.

При этом согласно статье 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве" ООиП являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются ООиП.

Таким образом, территориальная организация ООиП во всех субъектах Российской Федерации отличается, что не должно влиять на реализацию и защиту имущественных прав несовершеннолетних и эффективный контроль за сделками и иными действиями, влекущими уменьшение имущества (его стоимости) ребенка. Споры о территориальной юрисдикции по вопросам предварительного разрешения ООиП на сделки с имуществом несовершеннолетних должны разрешаться ООиП путем межведомственного взаимодействия, чтобы заявитель не получал отказ в рассмотрении его заявления по причине ненадлежащего по территориальности ООиП.