Проектная деятельность обучающихся в общеобразовательной школе подразумевает под собой решение какой-то актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально-значимых результатов (не обязательно при этом является социальным проектированием). Рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, на формирование универсальных, гибких навыков, конкретных, прикладных навыков.
Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. - "брошенный вперед") - то, что задумывается, планируется, это деятельность, ограниченная во времени и ресурсам, у которой есть цель - прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.
Признаки, отличающие проектную деятельность в общеобразовательной школе:
- ограничение по срокам, ресурсам и результату
- самостоятельный вклад автора(ов);
- комплексность - наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы, наличие наставника из индустрии близкой к выбранной теме проекта
- организационное обеспечение - создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде)
Любой проект реализуется через ряд этапов. Жизненный цикл проекта - это последовательность этапов от начала до завершения проекта, задаваемых в соответствии с потребностями управления проектом. Проект может включать в себя следующие этапы:
1) инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;
2) планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков
3) исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;
4) завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также извлеченные уроки, формулировка основных выводов и анализ успешности проекта.
5) Получение обратной связи по результату, оценка результата.
Основные требования к проекту:
- наличие социально значимой задачи (проблемы);
- планирование действий по разрешению проблемы;
- пооперационная разработка проекта с указанием выходов, сроков и ответственных;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов.
Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, умение использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Здесь внутренняя включенность субъекта - важное условие успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.
Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:
- Проба. Исследование и практическая деятельность внутри выбираемого профессионального направления.
- Междисциплинарность. Проект сочетает в себе как правило несколько профилей обучения, тем самым более точно может соответствовать профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает сочетание нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми, как, например, интерес к творчеству и инженерным дисциплинам, что, тем не менее может сочетаться в направлении "Промышленный дизайн".
- Развитие как универсальных навыков, например, командной работы, коммуникативных навыков, так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области).
Есть и недостатки в организации проектной деятельности, среди которых: дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети интернет); отсутствие системы оценки проектной деятельности; эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется по формальным признакам, без реальной заинтересованности учащегося; сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися.
В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6 - 7, 8 - 9, 10 - 11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, с другой, дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта. Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде: статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей