Приложение

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2023 Г. N 12-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 12-ФЗ).

Федеральный закон N 12-ФЗ корректирует вопросы представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

- депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (далее - региональные депутаты);

- депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе (далее - муниципальные депутаты).

С учетом предусмотренных изменений указанные депутаты представляют справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - справка), в следующих случаях:

- в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом;

- в течение четырех месяцев со дня передачи вакантного депутатского мандата;

- в рамках соответствующей декларационной кампании, если в течение отчетного периода совершена(-ы) сделка(-и), предусмотренная(-ые) частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ), общая сумма которой(-ых) превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (далее - контролируемые сделки).

Обращаем внимание, что Федеральным законом N 12-ФЗ исключены положения, согласно которым справки представляются в случае прекращения осуществления (депутатом сельского поселения) полномочий на постоянной основе.

Одновременно в ситуации представления справки на основании контролируемых сделок такие справки представляются только в отношении отчетного года, а не за каждый предшествующий год.

В случае если депутатом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетним ребенком в отчетном периоде не совершались контролируемые сделки, то сообщать об этом необходимо следующим образом:

- региональный депутат - в соответствующую комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

- муниципальный депутат - высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Рекомендуемая форма сообщения о несовершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (далее - сообщение), приведена в приложении к настоящим инструктивно-методическим материалам.

Сообщение целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается соответственно в комиссии или у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, второй возвращается депутату, направившему такое сообщение, с отметкой о принятии (альтернативой в ситуации направления сообщения посредством почтовой связи может быть направление сообщения в единственном экземпляре, при этом подтверждением исполнения депутатом обязанности может быть опись вложения с отметкой почты о приемке к отправлению письма и квитанция об отправке почтой).

Сообщение может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи. Требования к способам заполнения сообщения, как правило, не устанавливаются.

Указанное нормативно-правовое регулирование действует с 1 марта 2023 г. и, как следствие, затрагивает правоотношения, связанные с декларационной кампанией 2023 года.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 12-ФЗ, субъектам Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с ними.

При корректировке своих нормативных правовых актов субъектам Российской Федерации целесообразно исходить из следующего.

1. Представление кандидатом на должность депутата сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить справку.

С учетом положений Федерального закона N 230-ФЗ при представлении справки в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.

Указанный четырехмесячный срок начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

При представлении справки в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата депутат представляет:

- сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах, ценных бумагах, цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, об утилитарных цифровых правах и цифровой валюте, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

- сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата.

2. Сообщение представляется в сроки декларационной кампании (как правило, с 1 января по 1 (30) апреля).

При этом к контролируемым сделкам не относятся:

- сделки, совершенные супругой (супругом) депутата до вступления с ним в брак;

- сделки, совершенные соответствующим лицом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми до замещения должности депутата.

3. С учетом территориальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации полномочия по сбору и первичному анализу сообщений муниципальных депутатов могут быть делегированы муниципальным образованиям.

В частности, при определении порядка направления сообщения необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. Федерального закона N 12-ФЗ) обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) муниципальными депутатами обязанности представить справки (далее - обобщенная информация) размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В этой связи субъекту Российской Федерации рекомендуется предусмотреть следующий порядок представления сообщений муниципальными депутатами:

1) муниципальный депутат представляет сообщение в уполномоченное структурное подразделение органа местного самоуправления (сотруднику, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее - уполномоченное структурное подразделение);

2) уполномоченное структурное подразделение проводит оценку и анализ сообщения;

3) уполномоченное структурное подразделение производит фиксацию необходимой информации для ее последующего использования при размещении обобщенной информации;

4) уполномоченное структурное подразделение после сбора сообщений направляет их единым пакетом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

5) после получения сообщений орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - антикоррупционный орган) проводит предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия, в том числе анализ представленных сообщений, а в случае необходимости - соответствующую проверку;

6) в случае выявления фактов ненадлежащего исполнения муниципальным депутатом обязанности антикоррупционный орган информирует об этом уполномоченное структурное подразделение для корректировки размещенной обобщенной информации.

4. Поскольку в практике могу встречаться случаи, при которых депутат в рамках декларационной кампании 2023 года представил справку до 1 марта 2023 г. (т.е. до вступления в силу Федерального закона N 12-ФЗ), то в законе субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть, что такие депутаты считаются исполнившими обязанность.

При этом необходимо учитывать, что представленные справки подлежат анализу. При необходимости может быть осуществлена проверка достоверности и полноты содержащихся в них сведений с возможностью применения мер ответственности в случае выявления фактов представления недостоверных или неполных сведений.

Кроме того, возможно осуществление проверки в отношении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами в предыдущие декларационные кампании в установленном порядке. При выявлении в рамках таких проверок фактов совершения депутатами коррупционных правонарушений, они подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

5. В практике возможны ситуации, когда избрание депутатом или передача вакантного депутатского мандата осуществлена, например, в феврале 2023 года.

В такой ситуации целесообразно руководствоваться следующим подходом.

Избрание депутатом или передача вакантного депутатского мандата до 1 марта 2023 г. не образует обязанность представить сведения о доходах в течение четырех месяцев со дня наступления соответствующего события, учитывая, что Федеральный закон N 12-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2023 г.

В этой связи в отношении подобных ситуаций целесообразно руководствоваться пунктом 4 настоящих инструктивно-методических материалов.

6. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены ситуации, при которых муниципальные депутаты могут занимать иные муниципальные должности (например, главы муниципального образования, депутата представительного органа муниципального района или городского округа с внутригородским делением).

Под гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, следует понимать лиц, которые претендуют на замещение соответствующей должности в силу того, что они являются именно гражданами.

В свою очередь, лица, замещающие муниципальные должности и одновременно назначаемые на иную муниципальную должность в силу уже имеющегося у них статуса таких лиц, имеют другой институциональный статус. В подобных ситуациях у таких лиц не возникает обязанность представлять справки в качестве граждан, претендующих на замещение муниципальной должности. При этом, например, в случае избрания депутата соответствующего поселения или внутригородского района депутатом муниципального района или городского округа с внутригородским делением, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, у него возникает обязанность представить справку в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом такого района или округа.

Вместе с тем законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что справки также представляются при избрании на иную муниципальную должность (например, главы муниципального образования).

Следует также учитывать, что в случае, если избрание на муниципальную должность осуществляется из состава соответствующих представительных органов муниципальных образований (то есть из муниципальных депутатов), то лицо признается замещающим две муниципальные должности и, как следствие, при замещении должности, предусматривающей представление справки, у него возникает обязанность по представлению справки (сообщения) в декларационную кампанию.

Однако необходимо обратить внимание, что справки не представляются до избрания на должность всеми возможными кандидатами (претендентами), поскольку для целей указанных правоотношений соответствующие лица не наделены подобным статусом.

При этом данные положения не распространяются на ситуации, при которых в муниципальных образованиях самостоятельными муниципальными должностями признаются председатели представительных органов муниципальных образований (если они не являются главами муниципальных образований), их заместители или должности председателей комиссий (комитетов) представительных органов муниципальных образований, их заместители.

В указанных ситуациях должность муниципального депутата является первичной. В этой связи такими лицами представляются справки или сообщения только в связи с замещением ими должности муниципального депутата с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом N 12-ФЗ.

Аналогично в отношении региональных депутатов.

7. Учитывая, что Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год) подготовлены в декабре 2022 года, то есть до принятия Федерального закона N 12-ФЗ, то применять положения Методических рекомендаций необходимо с учетом положений настоящих инструктивно-методических материалов.