XI. Управление технологическим развитием (функциональная модель)

XI. Управление технологическим развитием

(функциональная модель)

Система управления должна обеспечивать достижение цели технологического развития на основе интеграции управления 2 мета-процессами - научно-исследовательской деятельностью и производственно-технологической деятельностью. В целях обеспечения интегрированного подхода при формировании системы управления требуется описать функциональную модель.

Функции системы управления можно разделить на следующие группы:

стратегическое управление;

операционное управление (исполнение);

мониторинг и контроль.

Стратегическое управление предусматривает:

прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период в увязке с прогнозом социально-экономического развития;

общее целеполагание научно-технологического развития в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", в увязке с национальными целями развития;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.10.2024 N 2963-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение технологических приоритетов;

определение основных направлений международного научно-технического взаимодействия.

Операционное управление предусматривает механизмы и инструменты технологического развития, указанные в разделах V - IX Концепции, которые реализуются в рамках:

Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, в части выполнения задач технологического развития;

функциональных инструментов управления, таких как государственная программа научно-технологического развития, государственная программа экономического развития и инновационной экономики, программа развития цифровой экономики, программы институтов развития;

отраслевых государственных программ и корпоративных программ и проектов, включающих научно-технологические разделы;

проектов и программ структурного развития - соглашения по развитию сквозных технологий, проекты-маяки, передовые инженерные школы и другие;

управления нормативно-справочной информацией (определение перечней критических и сквозных технологий, формирование справочников наилучших доступных технологий, формирование таксономии проектов технологического суверенитета).

Мониторинг и контроль предусматривает:

мониторинг исполнения проектов и программ в рамках государственной автоматизированной системы управления;

мониторинг уровня развития технологий и производства высокотехнологичной продукции по критическим и сквозным технологиям;

научно-техническую экспертизу и оценку результатов в сфере исследований и разработок, в том числе с привлечением федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук";

статистическое обеспечение мониторинга технологического развития и инновационной деятельности.