<Письмо> ФАС России от 14.10.2022 N ПИ/94885/22 "О рассмотрении обращения"
ФАС России рассмотрела обращение (далее - Обращение) по вопросу правомерности заключения контрактов на охрану объектов из перечня объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов с ФГУП "Охрана" Росгвардии, как с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.
ФГУП "Охрана" Росгвардии создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Постановление N 66) и на основании указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" передано в ведение Росгвардии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственной охраной является совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
Согласно статье 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.
В соответствии со статьей 26 Закона о ведомственной охране, распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 239-р "Об утверждении перечня объектов, находящихся в ведении федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций" утвержден Перечень объектов, находящихся в ведении Федеральных государственных органов, охраняемых военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, на период до создания ведомственной охраны федеральными государственными органами.
Вместе с тем нормативными правовыми актами не установлено исключительных полномочий какой-либо организации на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
В соответствии со статьей 26 Закона о ведомственной охране, Постановлением N 66 и Уставом, утвержденным приказом Росгвардии от 12.05.2021 N 165, ФГУП "Охрана" Росгвардии имеет право оказывать услуги ведомственной охраны объектов, подлежащих ведомственной охране, независимо от ведомственной принадлежности этих объектов.
При этом правительственными нормативными актами, утверждающими соответствующие положения о ведомственной охране, в отношении подразделений ведомственной охраны установлены ограничения на осуществление охранной деятельности только в отношении объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. Согласно совместной позиции ФАС России и Росгвардии, содержащейся в информационном письме от 27.06.2018 N ИА/48336/18 "О позиции ФАС России и Росгвардии по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется", ведомственная охрана, созданная федеральными органами исполнительной власти или организациями, может осуществлять охрану объектов, включенных в перечень объектов, подведомственных, создавшим ее федеральным органам исполнительной власти или организациям.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587) утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень).
Учитывая изложенное, услуги ведомственной охраны (в зависимости от объекта охраны и его ведомственной принадлежности) могут оказывать:
- предприятия ведомственной охраны, созданные федеральными органами исполнительной власти или организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны;
- частные охранные организации (в исключительных случаях, указанных в Постановлении N 587).
Таким образом, по мнению ФАС России, заключение контрактов на оказание услуг охраны объектов, включенных в Перечень, с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе неправомерно.
На основании изложенного, закупки на оказание услуг охраны указанных объектов должны осуществляться путем проведения конкурентных способов определения поставщика, установленных статьей 24 Закона о контрактной системе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей