1. Вопросы взаимодействия центров занятости населения (далее - ЦЗН), работодателей и работников в рамках реализации постановления N 511
1. Вопросы взаимодействия центров занятости
населения (далее - ЦЗН), работодателей и работников в рамках
реализации постановления N 511
Планируется ли Минтрудом России издать методические рекомендации/разъяснения для работодателей по применению постановления N 511? |
Минтруду России не предоставлены полномочия по разъяснению постановления N 511. В этой связи подготовлена информация с ответами на возможные вопросы по применению постановления N 511. Следует отметить, что по взаимодействию с органами занятости населения приказом Минтруда России от 22 марта 2022 г. N 157 утверждены Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников (далее - Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат набор различных инструментов для работы ЦЗН в проактивном режиме. |
|
Каков способ взаимодействия между работодателями, ЦЗН и работником? |
Для взаимодействия ЦЗН с работодателями и работниками целесообразно использовать следующие формы взаимодействия, определенные пунктами 21, 22, 24 - 26, 65 Методических рекомендаций выезд консультационного пункта службы занятости на территорию работодателя; выход на предприятие закрепленного за предприятием работника ЦЗН, комплексно занимающегося вопросами кадрового обеспечения предприятия; организация мини-ярмарок, ярмарок вакансий с одновременным участием работодателей, имеющими риск высвобождения работников, и работодателей, имеющих потребность в рабочей силе; личные встречи; электронная почта; телефонные переговоры. Способ взаимодействия для извещения работодателей и направления предложений работникам определяется с учетом численности высвобождаемых работников, отраслевой принадлежности предприятий, наличия профессионального соответствия профессий работников на предприятиях, отраслевых требований к персоналу при подборе кадров, необходимости оказания юридической и методической помощи при трудоустройстве граждан. При этом для повышения оперативности решения вопросов временного перевода работника к другому работодателю рекомендуется чаще использовать групповые формы взаимодействия (выездные и мини-ярмарки вакансий), что позволит обеспечить получение согласий всех 3-х сторон: двух работодателей и работника почти одновременно. ЦЗН организуют взаимодействие с работодателями как в проактивном, так и заявительном порядке, в том числе с работодателями в иных субъектах Российской Федерации. Порядок взаимодействия работодателя с ЦЗН не зависит от формы ведения работодателем кадрового документооборота. При ведении работодателем кадрового документооборота в электронном виде для взаимодействия с ЦЗН может быть использована подсистема "Электронный кадровый документооборот" на портале "Работа в России", обеспечивающая создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой в части использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой (включая обмен информацией в форме электронных документов). Порядок взаимодействия гражданина и работодателя с ЦЗН в случае приема на работу или отказа в приеме на работу определен пунктом 5 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1021-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости). |
|
Какой порядок взаимодействия с ЦЗН, если оформление работника происходит в рамках электронного кадрового документооборота? |
||
Информировать ЦЗН о приостановке производства работ - это право или обязанность работодателя (п. 3 Особенностей)? |
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 25 Закона о занятости при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Приказом Минтруда России от 26.01.2022 N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" установлена форма предоставления сведений о введении режима неполного рабочего времени и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы (приложение N 2). В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о занятости о приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщать об этом ЦЗН в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Обращаем внимание, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, наступает ответственность, установленная статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, случаи неуведомления работодателем ЦЗН о приостановке производства должны быть исключены. |
|
Если компания, приостановившая производство, не уведомила об этом ЦЗН, возможно ли использовать в работе постановление N 511? |
Наличие в ЦЗН сведений о приостановке производства (работы) является основанием для предусмотренного постановлением N 511 направления предложения о временном переводе работников. |
|
На сегодняшний день при приостановке производства работодатель предоставляет в службу занятости только численные показатели (без ФИО и контактных данных работников). |
Для получения информации о работниках, в отношении которых применена процедура приостановки производства (работы), ЦЗН руководствуется пунктами 8, 20 и 50 Методических рекомендаций. Рекомендуемый состав сведений формы базы данных, формирование которой предусмотрено пунктом 8 Методических рекомендаций, приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям. В ходе организации выездных форм временных консультационных пунктов, групповых консультаций, ярмарок вакансий ЦЗН информирует работодателя и работников о возможности и условиях временного перевода работников к другим работодателям. В случае заинтересованности работников, работодатель формирует списки таких работников, передает ЦЗН для последующего профилирования граждан и предложения им временного перевода. Кроме того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Методических рекомендаций работодателями в ЦЗН предоставляются сведения о высвобождаемых работниках (отдельно по каждому работнику). Целесообразно использовать аналогичный подход. При формировании и ведении баз данных о работниках ЦЗН обеспечивают соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных. Например, в рамках приказа N 24 предусмотрено представление персональных данных работников при представлении работодателем сведений при ликвидации или сокращения штата. Персональные данные работника могут быть переданы в ЦЗН работодателем, но с письменного согласия работника на передачу своих персональных данных в целях временного перевода к конкретному работодателю. |
|
Требуется ли работодателю при приостановке работы направлять в ЦЗН список работников, на которых будет распространяться приостановка работы? Какой перечень сведений о них работодатель направляет в ЦЗН? Если да, то по какой форме, и по каким каналам передачи данных?? В электронном или бумажном виде? В какие сроки? Каким образом ЦЗН должна получать персональные данные работника, организация которого сообщила о приостановке производства, для его идентификации и дальнейшего направления предложения о временном переводе к другому работодателю? |
||
Информацию о потребности в работниках ЦЗН берет из вакансий на сайте "Работа в России"? Необходимо ли "отдельное направление" вакансий в ЦЗН работодателю, которому необходимы работники? |
Согласно п. 35 Приказа Минтруда от 22.03.2022 N 157 информацию о вакансиях ЦЗН видит через "Работа в России", сведения на иных сайтах по поиску работы; сведений, предоставляемых работодателями непосредственно в органы службы занятости. Работодатель может обратиться в ЦЗН с заявлением об оказании ему государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников. Отдельного направления вакансий в ЦЗН не требуется. Методическими рекомендациями определены формы, содержащие сведения о вакансиях, имеющихся у работодателей, временно принимающих работников, и порядок их ведения. К источникам информации о потребности в работниках, используемым ЦЗН, относятся ресурсы, указанные в п. 35 Методических рекомендаций. При этом следует учитывать, что ЦЗН нужно будет включать в предложение работнику информацию по востребованным вакансиям с указанием должности (профессии, специальности), условий оплаты труда, условий труда на рабочем месте, других условий в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При необходимости соответствующую информацию заинтересованный работодатель представляет в ЦЗН, в т.ч. работнику ЦЗН, закрепленному за предприятием. |
|
Каков принцип отбора кандидатов на заключение срочного трудового договора центрами занятости? |
Основным критерием отбора ЦЗН работников, которым направляются предложения, является соответствие профессий работников на предприятиях, приостановивших деятельность, и предприятий, которым требуются кадры, а также учет квалификационных требований/отсутствия требований (например, на подсобные работы) работодателя к набираемому персоналу. ЦЗН осуществляет отбор кандидатов на основании сопоставления документов с требованиями по вакансиям и информации о профессиях и квалификации работников организации, приостановившей деятельность. |
|
Какая информация должна содержаться в направлении, выдаваемом ЦЗН, для целей трудоустройства (пункт 2 Особенностей)? |
Пунктом 3 Особенностей определено, что ЦЗН выдает предложение работнику с указанием должности (профессии, специальности), условий оплаты труда, условий труда на рабочем месте, других условий в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. |
|
Каким образом ЦЗН должен выслать работнику, организация которого сообщила о приостановке производства, предложение о временном переводе к другому работодателю (в какой форме, в каком виде, в какие сроки)? |
ЦЗН не позднее 5 рабочих дней с момента представления работодателем сведений о приостановке производства (работы) при наличии информации о потребности в работниках соответствующего профиля у других работодателей информирует об этом работодателя, подавшего сведения о приостановке производства (работы), любым доступным способом (например, с использованием средств телефонной или электронной связи, включая информационно-коммуникационную сеть "Интернет"), который определяется при взаимодействии работодателя с работником ЦЗН, закрепленным за предприятием, и выясняет его заинтересованность во временном переводе работников к другому работодателю. Вначале выясняется заинтересованность работодателя, подавшего сведения о приостановке производства, затем готовность работников к переводу (возможно, через анкетирование либо через информацию от работодателя). При заинтересованности работодателя представитель ЦЗН организует взаимодействие с работниками, разъясняет им возможности временного перевода к другому работодателю и для этого помогает им при необходимости подать заявление в ЦЗН о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Согласно пункту 3 Постановления N 511 ЦЗН при наличии потребности в работниках соответствующего профиля у других работодателей направляет работнику предложение о временном переводе его к другому работодателю. ЦЗН выдает предложение работнику, работник на бланке предложения получает подпись работодателя, тем самым извещая его о своем временном переводе и подтверждая его согласие. Указанное согласие на бланке предложения позволяет в соответствии с абзацем вторым пункта 3 Особенностей заключить работником срочный трудовой договор с другим работодателем. Способ взаимодействия для извещения работодателей и направления предложений работникам определяется с учетом численности высвобождаемых работников, отраслевой принадлежности предприятий, наличия профессионального соответствия профессий работников на предприятиях, отраслевых требований к персоналу при подборе кадров, необходимости оказания юридической и методической помощи при трудоустройстве граждан. Предложение направляется работнику в письменном виде или в ином виде (который позволяет предъявить его в дальнейшем работодателям и вернуть в ЦЗН) в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями, которыми предусмотрены рекомендации по информированию работников, находящихся под риском увольнения, и форма ведения базы работников, находящихся в том числе в простое. При этом предложение о временном переводе к другому работодателю будет предъявляться работником для подтверждения предварительного согласия сначала работодателю, с которым временно приостанавливается договор, затем работодателю, готовому взять его временно по срочному трудовому договору. Необходимость отвечать на извещение отсутствует, поскольку с этим работодателем предварительно согласовали временный перевод его работников к другому работодателю, и согласие по конкретному работнику он выражает, подписываясь в бланке предложения |
|
Каким образом ЦЗН извещает первоначального работодателя о направлении предложения работнику? |
||
Нужно ли работодателю отвечать на это извещение и в какие сроки? |
||
Будет ли реализован данный функционал на ЕЦП или регионы должны будут использовать собственные информационные ресурсы (региональные порталы)? |
На время отсутствия соответствующего функционала на единой цифровой платформе допускается формирование и ведение утвержденных Методическими рекомендациями форм баз данных, в том числе в региональных информационных системах, при наличии соответствующей технической возможности, обеспечивающей соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных. |
|
Уведомляет ли при этом ЦЗН второго работодателя о направлении предложения работникам первоначального работодателя? |
В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций ЦЗН направляет работодателям, имеющим потребности в работниках и готовых их принять, предложений о сотрудничестве с ЦЗН и последующей организации предоставления государственных услуг (сервисов) ЦЗН. |
|
Постановлением N 511 предусмотрено право, а не обязанность работника на согласие с временным переводом. |
||
Должен ли работник ответить в ЦЗН на полученное от ЦЗН предложение о временном переводе, каким образом и в какие сроки? Нужно ли работнику для этого возвращать в ЦЗН направление или представлять копию срочного трудового договора? |
После подачи заявления об оказании государственной услуги в соответствии с пунктом 36 Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, утвержденного приказом Минтруда России от 28.01.2022 N 27н, работнику необходимо в течение 3 рабочих дней с момента получения предложения о временном переводе сообщить в ЦЗН информацию о результатах переговоров с работодателем, с которым предполагается заключение срочного трудового договора. Возвращать предложение нужно, работодатель в пятидневный срок уведомляет о трудоустройстве орган службы занятости в электронной форме с использованием единой цифровой платформы (если зарегистрирован) с указанием дня приема гражданина на работу и возвращает предложение, выданное гражданину ЦЗН. Способ возвращения изначально оговаривается между работодателем и ЦЗН. Можно организовать возврат копий предложений в электронной форме. Вместе с тем, для повышения оперативности возврат таких предложений рекомендуется организовать при выездных формах или в рамках мини-ярмарок вакансий. Отсутствует требование представлять копию срочного трудового договора. |
|
Каким образом в ЦЗН фиксируется согласие/отказ работника и первоначального работодателя после направления предложения на временный перевод и извещения о направлении предложения? Обязан ли о согласии/несогласии на временный перевод первоначальный работодатель уведомлять второго работодателя? |
Обязанность фиксировать согласие/отказ работника и первоначального работодателя ЦЗН не установлена. В случае согласия с предложением на временный перевод работник обращается в ЦЗН с отметкой о согласии работодателя на предложении о временном переводе. Вместе с тем, указанная информация может фиксироваться ЦЗН в базе данных высвобождаемых работников, формирование которой предусмотрено пунктом 8 Методических рекомендаций (рекомендуемые формы для ведения базы сведений о высвобождаемых работниках приведены в типовом пакете материалов). Работодатель не должен уведомлять другого работодателя, имеющего потребность в работниках о результатах рассмотрения предложения о временном переводе работников. Ответ на предложение о временном переводе осуществляется в соответствии с п.п. 1.9 и/или 1.13 настоящего документа. Обязанность работодателей взаимодействовать между собой, с целью уведомления о согласии/несогласии на временный перевод работника действующим законодательством не предусмотрена. |
|
Каким способом ЦЗН узнает о заключении работником срочного трудового договора и, соответственно, о занятии им рабочего места? |
Законом о занятости (пункт 5 статьи 25) установлено, что при приеме на работу гражданина, направленного ЦЗН, работодатель в 5-дневный срок уведомляет об этом ЦЗН в электронной форме с использованием единой цифровой платформы с указанием дня приема гражданина на работу и возвращает предложение, выданное гражданину, в ЦЗН. В случае, если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, работодатель возвращает предложение, выданное гражданину ЦЗН, в ЦЗН. По количеству возвращенных предложений ЦЗН сможет оценить количество трудоустроенных граждан в рамках Постановления N 511. При этом возможно организовать возврат направлений в групповом режиме через работника ЦЗН, закрепленного за предприятием/организацией. Предоставление государственной услуги прекращается в связи с замещением работодателем соответствующих свободных рабочих мест (вакантной должности). |
|
Есть ли обязанность у другого работодателя уведомлять ЦЗН об укомплектованности и снятии потребности по вакантной ставке? |
Пунктом 3 статьи 25 Закона о занятости установлена обязанность работодателей ежемесячно представлять ЦЗН информацию о наличии свободных мест и вакантных должностей. Учитывая, что указанная обязанность установлена в целях содействия работодателей в обеспечении занятости населения, работодатели должны уведомлять ЦЗН о закрытии вакансий. В соответствии с пунктом 43 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 N 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в случае закрытия вакансии соответствующая информация размещается на единой цифровой платформе "Работа в России" не позднее следующего рабочего дня со дня ее закрытия. |
|
Нужно ли и кто должен уведомлять ЦЗН о возобновлении действия первоначально заключенного трудового договора, каким образом? |
Учитывая, что функции ЦЗН при реализации полномочий, предусмотренных Постановлением N 511, заключаются в организации содействия в трудоустройстве гражданина в период приостановки производства (работы), отношения, связанные с возобновлением действия первоначально заключенного трудового договора находятся за пределами полномочий ЦЗН, в связи с чем необходимость уведомления ЦЗН об указанном событии отсутствует. Первоначально заключенный трудовой договор возобновляет свое действие в соответствии с пунктом 5 Постановления N 511. |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей