В дополнение к письму от 3 марта 2023 г. N 03-327 Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) сообщает.
Одно из ключевых направлений развития системы образования страны - формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведется планомерная работа по обновлению содержания общего образования.
Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга - это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся и, как следствие, гарантия повышения качества образования.
Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.
В настоящее время разработаны все необходимые рабочие программы по учебным предметам, программы по внеурочной деятельности, типовой комплект методических документов для образовательной организации. В помощь учителю разработаны методические пособия, интерактивные кейсы, тематический классификатор <1>.
--------------------------------
В обновленных ФГОС обозначены четкие ориентиры в части предметных результатов, а также ожидаемые результаты духовного, патриотического, личностного развития детей. Обновление ФГОС позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
В 2022/23 учебном году все 1 и 5 классы обучаются по обновленным ФГОС. Анализ имеющихся в школах ресурсов для перехода на обновленные ФГОС показал, что переход на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования целесообразно осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 371-ФЗ) введены федеральные основные общеобразовательные программы (далее - ФООП).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Таким образом, федеральные основные общеобразовательные программы рекомендуется сокращать как ФООП, федеральную образовательную программу начального общего образования, федеральную образовательную программу основного общего образования, федеральную образовательную программу среднего общего образования ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона N 371-ФЗ термин "примерные образовательные программы" на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
ФООП утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 992, от 16 ноября 2022 г. N 993, от 23 ноября 2022 г. N 1014.
Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
При этом в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года. При этом образовательная организация приводит в соответствие с федеральной образовательной программой среднего общего образования (далее - ФОП СОО) рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Так, если предмет не был включен в учебный план 11 класса (например, география), дополнительно его включать не нужно.
Образовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе, которые в настоящее время являются частью утвержденных ФООП.
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета.
В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных программ.
При этом можно выбрать один из вариантов:
1) разработать новые основные образовательные программы;
2) внести изменения в действующие основные образовательные программы.
На уровне среднего общего образования необходимо разработать и утвердить основную образовательную программу, соответствующую обновленному ФГОС среднего общего образования и ФОП среднего общего образования, и внести изменения в действующую основную образовательную программу среднего общего образования в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, включенным в учебный план 11 класса на 2023/24 учебный год.
Основой для разработки федеральных рабочих программ по учебным предметам являются примерные рабочие программы, которые были доработаны, скорректированы с учетом мнения экспертов, предложений и замечаний профессионального сообщества, институтов развития образования, региональных органов исполнительной власти в сфере образования, Российской академии образования и в соответствии с требованиями к нормативным документам.
Для подготовки учителей к переходу на обновленные ФГОС и реализацию образовательных программ в соответствии с обновленными стандартами организована апробация рабочих программ по учебным предметам для "мягкого" погружения педагогов в их содержание.
Департамент обращает внимание на то, что структура ФООП соответствует требованиям ФГОС к структуре основной образовательной программы.
Каждая федеральная образовательная программа соответствующего уровня образования включает обязательные компоненты: федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Содержательный раздел ФООП включает федеральные рабочие программы учебных предметов.
В настоящее время утвержденные ФООП содержат федеральные рабочие программы, являющиеся обязательными для непосредственного применения (по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру в начальной школе, по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ в основной и средней школе).
В опережающем режиме разработаны обновленные ФООП. Они включают федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам в соответствии с ФГОС как на базовом, так и на углубленном уровнях, в том числе программы по родному языку и родной литературе.
Организационный раздел ФООП определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы.
В ФООП представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-дневной учебной недели.
Так, в ФОП СОО для каждого из профилей обучения предлагается от двух до семи вариантов учебного плана с учетом изучения не менее 2-х учебных предметов на углубленном уровне.
Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углубленном уровне может быть выбрана такая комбинация учебных предметов - "Математика" и "Иностранный язык" или любые другие сочетания учебных предметов.
В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3-х и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом школа самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов.
Важно подчеркнуть, что при разработке учебного плана на уровнях основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
ФООП включают также федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34-недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах, исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации).
При этом школа вправе самостоятельно разработать календарный учебный график, учитывая возможность реализации рабочих программ учебных предметов на углубленном уровне, учебных сборов в 10 классе и т.д.
С учетом поступивших предложений педагогической общественности в проектах обновленных ФООП федеральный календарный учебный график доработан.
С целью качественного методического сопровождения педагогического сообщества по вопросам введения обновленных ФГОС и ФООП обеспечена разработка необходимых методических материалов и их систематическая публикация на портале "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/).
Важно подчеркнуть, что портал "Единое содержание общего образования" является единым "окном" доступа к разработанным материалам. На данном портале можно ознакомиться не только с содержанием ключевых документов, но и задать интересующий вопрос, ознакомиться с графиком проведения методических семинаров и другое.
Таким образом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 371-ФЗ основные образовательные программы всех образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
При этом образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации основных образовательных программ ФООП. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация образовательной организацией не разрабатывается.
Такой подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников.
Департамент направляет ответы на типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, о введении ФООП в 2023/24 учебном году.
Просим довести прилагаемую информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций.
Департамент рекомендует организовать на региональном и муниципальном уровнях информационно-разъяснительную работу о введении ФООП, усилить соответствующую методическую работу региональных институтов развития образования, аккумулировать поступающие вопросы и направить их на электронный адрес kolchenko-sa@edu.gov.ru.
М.А.КОСТЕНКО
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей