4. О содержании правил внутреннего контроля юридических лиц, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
4. О содержании правил внутреннего контроля
юридических лиц, осуществляющих деятельность в области
производства, использования и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней
4.1. Представляемые юридическими лицами в госинспекции правила в обязательном порядке должны включать в себя разделы следующего содержания:
- порядок документального фиксирования необходимой информации;
- критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности юридических лиц;
- обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование;
- квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров.
4.2. Порядок документального фиксирования необходимой информации.
В разделе должен быть определен порядок идентификации и изучения клиентов юридического лица, а также фиксирования информации, полученной в результате применения правил, позволяющий в случае необходимости воспроизвести все детали сделки, с учетом специфики деятельности юридического лица, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции (клиентах).
Для идентификации и изучения клиентов юридического лица должна быть разработана форма анкеты, содержащая сведения о клиенте и его деятельности.
Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, предложена форма такой анкеты для получения сведений об участнике сделки (операции).
Для фиксирования информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, документально фиксируется:
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
В данном разделе должно предусматриваться обязательное составление сотрудниками юридического лица (по форме, утверждаемой руководителем юридического лица) сообщения об операции, подлежащей обязательному контролю, и иных операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, перечислены реквизиты, которые должны содержаться в таком сообщении.
Сообщение об указанных операциях поступает ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю юридического лица с соответствующей записью о решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции.
Принятие решения о предоставлении сведений о соответствующей операции в КФМ России принимается руководителем юридического лица.
Раздел также должен содержать перечень операций, подлежащих обязательному контролю, с учетом специфики деятельности юридического лица, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ, к таковым относятся:
- операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тысячам рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
4) иные сделки с движимым имуществом:
- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- получение денежных средств в виде платы за участие в игре в лотерею, тотализатор (взаимное пари) или других основанных на риске играх и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
- операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.
Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:
- вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;
- вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;
- решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;
- постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;
- составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;
- признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.
Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, правила должны содержать критерии выявления и признаки необычных сделок, связанных с деятельностью юридического лица.
Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, представляются непосредственно в КФМ России юридическими лицами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
4.3. Раздел, содержащий критерии выявления и признаки необычных сделок, с учетом особенностей деятельности юридического лица.
В данном разделе должны быть определены критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности юридического лица, подлежащих документальному фиксированию наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю.
Временными рекомендациями по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Приказом КФМ России от 3 февраля 2003 г. N 10, определены критерии выявления и признаки необычных сделок:
- немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки);
- пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;
- наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;
- предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет в банк-нерезидент;
- настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного терминала;
- внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации;
- необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
- внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
- передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
- отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
- сложности, возникающие у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при проверке представляемых клиентом в соответствии с внутренними документами организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей;
- невозможность установления контрагентов клиента;
- организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, располагает данными о том, что информация, представленная клиентом об участниках сделки, содержит неверные (заведомо ложные) сведения;
- отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Признаки необычных сделок:
- перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы;
- предложение о существенном (более чем в два раза) увеличении размера денежных средств по договорам добровольного страхования, поступающих от клиента - юридического лица в качестве уплаты страховых взносов, если обычными для основной деятельности страховщика являются общепринятые расчеты;
- предложение, поступившее со стороны клиента, о принятии на страхование имущества или имущественных интересов клиента превышающую их действительную стоимость;
- возврат страховой премии юридическим и физическим лицам при досрочном расторжении договоров добровольного страхования;
- операции перестрахования на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающую ее, с участием зарубежных страховщиков (перестраховщиков), зарегистрированных на территориях государств, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- совершение нескольких операций на общую сумму не менее 600000 рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации - профессионального участника единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600000 рублей;
- совершение на основании адресных заявок кросс-сделок на сумму не менее 200000 рублей каждая, когда сторонами таких сделок (одновременно и покупателем, и продавцом) являются сами организации - профессиональные участники или их клиенты;
- совершение взаимных сделок, когда стороны таких сделок (профессиональные участники или их клиенты) регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей, приобретая/продавая при этом единовременно или по частям один и тот же финансовый инструмент примерно одного и того же объема;
- использование в качестве средств платежа поддельных расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (поддельные кредитные карты, поддельные "бонусные" карты, жетоны и т.д.);
- подозрение на использование в качестве средств платежа изъятых из оборота расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (заблокированные владельцами банковские карты, изъятые из оборота бонусные карты игорного заведения);
- подозрение в использовании в качестве средств платежа поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации или иностранной валюты (использование поддельных наличных денежных средств);
- систематическая сдача в залог ювелирных изделий без выкупа;
- сдача на комиссию, в залог ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней с оттисками пробирных клейм, вызывающих сомнение в их подлинности;
- сдача в залог или скупку значительного (систематически) количества ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без оттисков пробирных клейм Российской Федерации;
- перечисление, по поручению клиента, денежных средств за реализованные драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий на счета третьих лиц.
В разделе должен быть определен порядок представления (направления) информации по сделкам, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям с денежными средствами и иным имуществом, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, выявленных по вышеуказанным критериям и признакам, и сроки представления, а также разработана форма "Сообщения" (в письменной или электронной форме) в КФМ России указанной информации.
В Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом КФМ России от 3 сентября 2002 г. N 62, содержатся типовые формы сообщений в виде письменного документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, представляемых юридическими лицами в КФМ России.
4.4. Обеспечение конфиденциальности информации, ее хранение и использование.
Этот раздел правил должен предусматривать порядок обеспечения конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах юридического лица и совершенных ими операциях.
Юридические лица, представляющие соответствующую информацию в КФМ России, не вправе информировать об этом клиентов.
Хранение информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно предусматривать хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте юридического лица или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств юридического лица и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
Учет и хранение всех сообщений об операциях как внутри юридического лица, так и направляемых в КФМ России осуществляются ответственным лицом.
4.5. Раздел по квалификационным требованиям к ответственному лицу и сотрудникам структурных подразделений по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Данный раздел должен содержать сведения о должностном лице (должность), назначенном (приказом руководителя юридического лица) ответственным лицом, в том числе об ответственных лицах (должности) в обособленных подразделениях юридического лица, если последние имеются, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требования, предъявляемые к назначенным ответственным лицам.
Основными требованиями являются:
- высшее юридическое или экономическое образование;
- знание специфики и особенностей работы, с учетом осуществляемой юридическим лицом деятельности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;
В разделе должны быть указаны функции, которые возложены на ответственное лицо и ответственных лиц обособленных подразделений юридического лица, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- организация и реализация правил, в том числе программ осуществления внутреннего контроля;
- подготовка методических материалов, консультирование сотрудников юридического лица по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля;
- организация работы по обучению сотрудников юридического лица по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- представление руководителю юридического лица не реже одного раза в год письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля;
- принятие решения по переданным ему сотрудниками юридического лица сообщениям о целесообразности его представления руководителю юридического лица;
- организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом. Юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в КФМ России в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. При неполучении в течение указанного срока постановления КФМ России о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление;
- обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций, соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.
Для выполнения вышеуказанных функций в разделе должны содержаться предоставляемые ответственному лицу права:
- получение от руководителей и сотрудников подразделений юридического лица информации и организационно-распорядительных, бухгалтерских и денежно-расчетных документов;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей