Последовательность действий эксперта

В соответствии с общими принципами построения процесса решения диагностических задач исследования включают аналитический и сравнительный этапы. На стадии аналитического исследования эксперты разных специальностей (лингвист и психолог) устанавливают особенности коммуникативной ситуации, изучают признаки объекта, поступившего на исследование, проводят трехкомпонентный лингвистический и психологический анализ объекта: 1) предметно-тематический (о ком/чем и что именно говорится); 2) оценочно-экспрессивный (как оценивается то, о чем говорится, и какие эмоции у автора вызывает); 3) целевой (зачем говорится) [4].

Далее проводится сравнительное исследование выявленных лингвистических и психологических признаков представленного объекта и сравнительных образцов (диагностических комплексов признаков "экстремистских" значений) с целью установления их совпадений и различий.

Сравнение осуществляется последовательно по всем выявленным признакам. Задача сравнительного исследования состоит в установлении наличия/отсутствия системы признаков, характерной для образца (соответствующего диагностического комплекса (ДК)). При сравнении исследуемого объекта с ДК должны сопоставляться все типы признаков - тематические, оценочные, целевые - и вся совокупность признаков - психологических и лингвистических (табл. 1 - 3).

Оценка результатов исследования осуществляется на основе установленных совпадений или различий признаков исследуемого объекта с диагностическим комплексом (сравнительным образцом). Выявленные признаки совпадения должны образовывать требуемую (приведенную в таблицах 1 - 3) совокупность. Итогом оценки всех выявленных признаков является констатация того, что совокупность признаков, наблюдаемая в исследуемом объекте, присуща либо не присуща сравнительному образцу (ДК).

Итоговая оценка является интегративной, т.е. основывается не на сложении (сумме), а на совокупности признаков. Ее обоснование (т.е. указание того, как выражено "экстремистское" значение) следует приводить в синтезирующей части заключения эксперта.

Результаты оценки признаков служат основанием для формулирования следующих выводов эксперта:

- категорический положительный (свидетельствующий о наличии искомого значения) - при наличии совокупности признаков (всех лингвистических и всех психологических признаков по трем компонентам - тематике, отношению и цели), совпадающих с признаками соответствующего ДК.

В случаях, когда имеет место размещение (публикация), использование самостоятельного продукта (ролика и т.п.) публикатором, не являющимся его автором, коммуникативное действие заключает в себе два разных сообщения, которые могут существенно различаться по направленности и составу признаков: 1) сопровождающее сообщение, сделанное публикатором, передается самим фактом привлечения внимания к сообщению через его размещение в Интернете, а также через сохраняемое или присваиваемое ему название и возможные комментарии, которые содержат информацию об отношении к размещаемому сообщению и транслируют это отношение адресату; 2) само размещаемое, публикуемое сообщение, создателем которого может быть как сам публикатор, так и другие лица. Если обнародуется чужой текст, то коммуникативные цели автора-публикатора и автора-создателя могут принципиально различаться и иметь противоположную направленность. Эксперт в таких случаях не может просто положительно или отрицательно ответить на вопрос, имеются ли в материалах совокупность признаков, а должен указать, где именно содержатся такие признаки: а) в размещенном тексте (ролике) под названием ...; б) в коммуникативных действиях публикатора (разместившего ролик под названием ..., с комментарием).

- категорический отрицательный - 1) при неполном совпадении признаков объекта с признаками ДК (типичные случаи неполного совпадения с диагностическим комплексом: отсутствие указанной в ДК тематики, предмета речи; наличие тематики, но отсутствие указанного отношения и/или коммуникативной цели; отсутствие адресата и др.); 2) при полном несовпадении признаков объекта с признаками ДК;

- условно-разделительный (положительный или отрицательный) - в тех случаях, когда имеет место альтернативная неоднозначность смысла объекта: возможность двоякого - "экстремистского" и "неэкстремистского" - понимания значения использованных средств;

- вероятный положительный или отрицательный - в тех случаях, когда имеется двусмысленность текста, и одно из значений двусмысленного текста является "экстремистским", совокупности однозначно установленных признаков недостаточно для категорического вывода. Если коммуникативная ситуация исключает спонтанность, необдуманность высказывания, то эксперты указывают в заключении на наличие признаков выражения такого "экстремистского" значения, при этом в выводе должна быть отражена и неоднозначность текста;

- о невозможности решения поставленного вопроса (в тех случаях, когда существует полная неоднозначность, выявленные признаки недостаточны для какого-либо определенного положительного или отрицательного вывода). Сообщение может носить настолько неопределенный характер, что допускает самые разные варианты понимания, не опирающиеся на коммуникативную ситуацию и значение использованных вербальных и невербальных средств, вследствие чего установить значение какого-либо смыслового компонента невозможно (ситуация полной неоднозначности). В таком случае выраженность в тексте "экстремистского" значения не может быть установлена (не может быть установлено, о чем идет речь либо что сказано, каковы цель и отношение).

Если поставленные вопросы не входят в компетенцию экспертов, объект непригоден для исследования или сведений об объекте недостаточно для проведения исследования и дачи заключения, экспертами сообщается о невозможности проведения исследования по конкретному вопросу или составляется сообщения о невозможности дать заключение (по всем вопросам).