См. "Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований" (утв. МЧС России 24.04.2024).

3.1. Доклад по правоприменительной практике

Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежит 10675 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесена 3941 организация, к категории значительного риска - 4852 организации, к категории среднего риска - 1162 организации, к категории низкого риска - 75 организаций.

Надзорными органами МЧС России в 2022 году запланировано 415 КНМ, проведено 461 КНМ, из них: 361 - плановое (АППГ - 2532, уменьшение на 85,7%); 100 - внеплановых (АППГ - 521, уменьшение на 80,8%).

Внеплановые КНМ проводились в соответствии со следующими основаниями: в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 99 КНМ; в соответствии с требованием прокурора о проведении КНМ - 1.

В ходе проведенных КНМ выявлено 656 нарушений обязательных требований (АППГ - 3150, уменьшение на 79,1%), из них связанных: с созданием органов управления РСЧС - 99; с созданием и использованием резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 116; с подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 112;

с планированием основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 95; с использованием и содержанием систем оповещения - 67; с обеспечением готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 45;

с предоставлением информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - 40; с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях - 57; иные нарушения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 25.

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2022 году, стали:

не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);

отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;

отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

отсутствие резервов финансовых ресурсов;

не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов;

нарушение сроков подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организациями.

По результатам КНМ вручено 106 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 77,78%.

По результатам КНМ в соответствии с КоАП РФ составлено 108 протоколов об административных правонарушениях, из них на должностных лиц 62 и на юридических лиц 46, в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 78 протоколов.

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 76 лиц, из них должностных - 38 лиц и юридических - 38 лиц, в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 55 лиц. Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 1582,301 тыс. руб.

В 2022 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 2 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.