Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, государственными корпорациями, создающими в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организациями и гражданами, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подлежит 10675 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесена 3941 организация, к категории значительного риска - 4852 организации, к категории среднего риска - 1162 организации, к категории низкого риска - 75 организаций.
Надзорными органами МЧС России в 2022 году запланировано 415 КНМ, проведено 461 КНМ, из них: 361 - плановое (АППГ - 2532, уменьшение на 85,7%); 100 - внеплановых (АППГ - 521, уменьшение на 80,8%).
Внеплановые КНМ проводились в соответствии со следующими основаниями: в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 99 КНМ; в соответствии с требованием прокурора о проведении КНМ - 1.
В ходе проведенных КНМ выявлено 656 нарушений обязательных требований (АППГ - 3150, уменьшение на 79,1%), из них связанных: с созданием органов управления РСЧС - 99; с созданием и использованием резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 116; с подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 112;
с планированием основных мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 95; с использованием и содержанием систем оповещения - 67; с обеспечением готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций - 45;
с предоставлением информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - 40; с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях - 57; иные нарушения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - 25.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2022 году, стали:
не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;
отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие резервов финансовых ресурсов;
не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов;
нарушение сроков подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышения квалификации соответствующих должностных лиц;
не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организациями.
По результатам КНМ вручено 106 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций составил 77,78%.
По результатам КНМ в соответствии с КоАП РФ составлено 108 протоколов об административных правонарушениях, из них на должностных лиц 62 и на юридических лиц 46, в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 78 протоколов.
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 76 лиц, из них должностных - 38 лиц и юридических - 38 лиц, в том числе по ст. 20.6 КоАП РФ - 55 лиц. Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 1582,301 тыс. руб.
В 2022 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 2 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей