Приложение N 5. Проверочный лист, используемый при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программа магистратуры (Форма) (приложение N 18 к приказу Рособрнадзора от 29.11.2021 N 1533)
к Изменениям,
которые вносятся в приказ
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 29 ноября 2021 г. N 1533
"Об утверждении форм
проверочных листов, используемых
при осуществлении федерального
государственного контроля
(надзора) в сфере образования",
утвержденным приказом
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 9 марта 2023 г. N 369
приказом Федеральной
службы по надзору в сфере
образования и науки
от 29.11.2021 N 1533
используемый при осуществлении федерального государственного
контроля (надзора) в сфере образования в части порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам высшего образования -
программам бакалавриата, программам специалитета,
программа магистратуры
1. Наименование вида контроля, внесенного в Единый реестр видов
федерального государственного контроля (надзора), регионального
государственного контроля (надзора), муниципального контроля: федеральный
государственный контроль (надзор) в сфере образования.
2. Наименование контрольного (надзорного) органа: Федеральная служба по
надзору в сфере образования и науки.
3. Форма проверочного листа утверждена приказом Рособрнадзора
от 29.11.2021 N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых
при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере
образования".
4. Объект контроля (надзора), в отношении которого проводится плановая
выездная проверка (далее - проверка): _____________________________________
5. Наименование юридического лица, его идентификационный номер
налогоплательщика и (или) основной государственный регистрационный номер,
адрес юридического лица в пределах места нахождения (его филиалов,
представительств, обособленных структурных подразделений), являющегося
контролируемым лицом:
_______________________________________________________________________
6. Место (места) проведения проверки с заполнением проверочного листа:
_______________________________________________________________________
7. Реквизиты решения Рособрнадзора о проведении проверки, подписанного
уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных
требований, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении
контролируемым лицом обязательных требований:
Реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования |
("да"/"нет"/"неприменимо") |
|||
Реализуются ли организаций, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее соответственно - организации, образовательные программы): - программы бакалавриата по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата? |
Пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры <1> (далее - Порядок N 245) |
|||
- программы специалитета - по специальностям высшего образования - специалитета? |
||||
- программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования - магистратуры? |
||||
Разработаны ли и утверждены ли организацией, самостоятельно образовательные программы? |
Пункт 5 Порядка N 245 |
|||
Разработаны ли организацией образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами? |
Пункт 5 Порядка N 245 |
|||
Разработаны ли организацией, имеющей право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <2> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), соответствующие образовательные программы на основе таких образовательных стандартов? |
Пункт 5 Порядка N 245 |
|||
Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии)? |
Пункт 6 Порядка N 245 |
|||
Определяются ли содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся? |
Пункт 6 Порядка N 245 |
|||
Содержит ли образовательная программа, утвержденная организацией: - учебный план? |
Пункт 7 Порядка N 245 |
|||
Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ в области информационной безопасности с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации? |
Пункт 8 Порядка N 245 |
|||
Осуществляются ли организацией разработка и реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне? |
Пункт 9 Порядка N 245 |
|||
Имеют ли среднее общее образование лица, допущенные к освоению программ бакалавриата или программ специалитета? |
Пункт 10 Порядка N 245 |
|||
Имеют ли высшее образование любого уровня лица, допущенные к освоению программ магистратуры? |
Пункт 10 Порядка N 245 |
|||
Реализуются ли образовательные программы по формам обучения, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, самостоятельно разработанными и утвержденными образовательными организациями высшего образования, имеющими такое право в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ (далее вместе - образовательные стандарты)? |
Пункт 11 Порядка N 245 |
|||
Определены ли язык, языки образования локальными нормативными актами организации в соответствии с законодательством Российской Федерации? |
Пункт 12 Порядка N 245 |
|||
Осуществляется ли образовательная деятельность по образовательным программам на государственном языке Российской Федерации, если локальными нормативными актами организации не установлено иное? |
Пункт 12 Порядка N 245 |
|||
Осуществляется ли преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с образовательными стандартами? |
Пункт 12 Порядка N 245 |
|||
Соблюдено ли организацией требование о том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации? |
Пункт 12 Порядка N 245 |
|||
Реализует ли организация образовательную программу, предусматривающую получение высшего образования на иностранном языке в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации? |
Пункт 12 Порядка N 245 |
|||
Обеспечивает ли организация осуществление образовательной деятельности в соответствии с установленной образовательной программой, а именно: - планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников, установленными образовательным стандартом, и компетенциями выпускников, установленными организацией (в случае установления таких компетенций)? |
Пункт 13 Порядка N 245 |
|||
- планируемыми результатами обучения по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике, обеспечивающими достижение планируемых результатов освоения образовательной программы? |
||||
Обеспечивает ли организация при реализации образовательных программ обучающимся возможность: - освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) дисциплин (модулей)? |
Пункт 14 Порядка N 245 |
|||
- освоения элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей)? |
||||
- одновременного получения нескольких квалификаций в порядке, установленном локальным нормативным актом организации? |
||||
Осваиваются ли в обязательном порядке элективные дисциплины (модули), избранные обучающимися? |
Пункт 14 Порядка N 245 |
|||
Не превышает ли годовой объем образовательной программы при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении объем образовательной программы, установленный образовательным стандартом? |
Пункт 15 Порядка N 245 |
|||
Пункт 16 Порядка N 245 |
||||
Осуществляется ли получение высшего образования по образовательной программе в сроки, установленные образовательным стандартом вне зависимости от используемых организацией образовательных технологий? |
Пункт 17 Порядка N 245 |
|||
Соблюдается ли организацией требование о том, что в срок получения высшего образования по образовательной программе не включаются время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение? |
Пункт 18 Порядка N 245 |
|||
Не превышает ли продолжительность курса, включающая время обучения и время каникул, 366 календарных дней? |
Пункт 19 Порядка N 245 |
|||
Определены ли организацией периоды обучения - учебные годы (курсы), а также периоды обучения, выделяемые в рамках курсов (семестры и (или) триместры), а также периоды освоения модулей, выделяемые в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе? |
Пункт 19 Порядка N 245 |
|||
Соблюдается ли организацией требование о том, что срок начала учебного года по очной форме обучения может быть перенесен не более чем на 2 месяца? |
Пункт 20 Порядка N 245 |
|||
Составляет ли общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом: - при продолжительности учебного года более 300 календарных дней - не менее 49 календарных дней и не более 70 календарных дней? - при продолжительности учебного года не менее 100 календарных дней и не более 300 календарных дней - не менее 21 календарного дня и не более 49 календарных дней? |
Пункт 21 Порядка N 245 |
|||
- при продолжительности учебного года менее 100 календарных дней - не более 14 календарных дней? |
||||
Соблюдается ли организацией требование о том, что осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится? |
Пункт 22 Порядка N 245 |
|||
Обеспечивает ли организация при осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе: - реализацию дисциплин (модулей) (включая проведение текущего контроля успеваемости)? |
Пункт 23 Порядка N 245 |
|||
- проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся? |
||||
Пункт 27 Порядка N 245 |
||||
Исключила ли организация при составлении расписаний занятий, проводимых в форме контактной работы, нерациональные затраты времени обучающихся? |
Пункт 27 Порядка N 245 |
|||
Проводятся ли организацией занятия продолжительностью не более 90 минут с перерывами между занятиями не менее 5 минут? |
Пункт 27 Порядка N 245 |
|||
Проводятся ли занятия семинарского типа для одной учебной группы? |
Пункт 28 Порядка N 245 |
|||
Формируются ли учебные группы с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке)? |
Пункт 28 Порядка N 245 |
|||
Осуществляется ли организация образовательного процесса по образовательным программам при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, в соответствии с Порядком N 245 и локальными нормативными актами организации? |
Пункт 30 Порядка N 245 |
|||
Принимается ли организацией решение об ускоренном обучении обучающегося на основании его личного заявления? |
Пункт 31 Порядка N 245 |
|||
Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану? |
Пункт 31 Порядка N 245 |
|||
Соблюдается ли организацией при ускоренном обучении по образовательной программе порядок реализации сокращения срока получения высшего образования, установленный пунктом 32 Порядка N 245? |
Пункт 32 Порядка N 245 |
|||
Осуществляет ли организация текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся? |
Пункт 33 Порядка N 245 |
|||
Установлены ли локальными нормативными актами организации формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности? |
Пункт 34 Порядка N 245 |
|||
Включает ли порядок проведения промежуточной аттестации в себя шкалу оценивания результатов промежуточной аттестации и критерии выставления оценок? |
Пункт 34 Порядка N 245 |
|||
Осуществляется ли организацией зачет результатов обучения, освоенных обучающимися в других организациях, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ? |
Пункт 35 Порядка N 245 |
|||
Принят ли организацией локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и формы зачета организацией результатов обучения, освоенных обучающимися внутри организации? |
Пункт 35 Порядка N 245 |
|||
Учитываются ли в качестве результатов промежуточной аттестации зачтенные результаты обучения? |
Пункт 35 Порядка N 245 |
|||
Устанавливает ли организация для обучающихся, имеющих академическую задолженность, сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), иному компоненту, в том числе практике? |
Пункт 36 Порядка N 245 |
|||
Предоставляется ли обучающемуся возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз с проведением указанной аттестации комиссией, созданной организацией, если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз? |
Пункт 36 Порядка N 245 |
|||
Утверждается ли организацией индивидуальный учебный план экстерна, предусматривающий прохождение им промежуточной и государственной итоговой аттестации, после зачисления экстерна в срок не позднее одного месяца с даты зачисления? |
Пункт 37 Порядка N 245 |
|||
Допускаются ли к государственной итоговой аттестации обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам? |
Пункт 38 Порядка N 245 |
|||
Выдаются ли организацией лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию, документы об образовании и о квалификации? |
Пункт 39 Порядка N 245 |
|||
Выдается ли организацией справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, лицам, не прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию или получившим на итоговой (государственной итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации? |
Пункт 39 Порядка N 245 |
|||
Предоставляются ли обучающимся по образовательным программам после прохождения итоговой (государственной итоговой) аттестации по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования? |
Пункт 40 Порядка N 245 |
|||
Выдается ли из личного дела документ об образовании или документ об образовании и о квалификации, предоставленный при поступлении в организацию, лицу, окончившему обучение в организации, выбывшему до окончания обучения из организации, а также обучающемуся по его заявлению? |
Пункт 41 Порядка N 245 |
|||
Осуществляется ли организацией обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся? |
Пункт 42 Порядка N 245 |
|||
Созданы ли организацией специальные условия обучения, воспитания и развития для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания? |
Пункт 43 Порядка N 245 |
|||
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, иной учебной литературы бесплатно? |
||||
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования? |
||||
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, бесплатно услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков? |
||||
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий? |
||||
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья? |
||||
Обеспечивается ли организацией в целях доступности получения высшего образования по образовательным программам лицами с ограниченными возможностями здоровья: а) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: - наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для слабовидящих? |
Пункт 44 Порядка N 245 |
|||
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля)? |
||||
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь? |
||||
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы)? |
||||
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации? |
||||
б) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху: - дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)? |
||||
- обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации? |
||||
3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия: - возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации? |
||||
- возможность пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений? |
10. Дата заполнения проверочного листа ________________________________
______________________________________________________________ ___________
(Должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного (подпись)
лица Рособрнадзора, проводившего проверку и заполнившего
проверочный лист)
--------------------------------
<1> Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2021 г., регистрационный N 64644) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 2 марта 2023 г. N 244 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2023 г., регистрационный N 72715). Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41, ст. 6959.".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей