10. Особенности организации голосования избирателей, являющихся инвалидами

10. Особенности организации голосования избирателей,

являющихся инвалидами

10.1. В целях обеспечения максимально возможной доступности маршрута движения избирателя, являющегося инвалидом, от места его проживания до помещения для голосования соответствующая избирательная комиссия может направить в органы социальной защиты населения, общественные организации инвалидов, волонтерские организации обращение о проведении совместной работы по составлению паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, от места его проживания до места проведения голосования (далее - паспорт маршрута).

В паспорте маршрута рекомендуется указывать следующую информацию: фамилию, имя, отчество избирателя с инвалидностью, адрес проживания, тип жилого помещения (многоквартирный/индивидуальный дом), наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры, дома на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), этаж проживания, номер телефона, возраст, категорию инвалидности (слепые и слабовидящие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слепоглухие), наличие лиц, готовых оказать помощь, наличие специального транспортного средства/сопровождающего до помещения для голосования, наличие на маршруте следования звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к зданию, где находится помещение для голосования, наличие доступа к помещению для голосования (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам), иную информацию о трудностях и проблемах, возникающих при передвижении от места жительства до помещения для голосования и обратно.

При составлении паспорта маршрута необходимо получить согласие избирателя на обработку его персональных данных с учетом требований Федерального закона "О персональных данных" по форме согласно приложению N 1 к Рекомендациям.

Заполненный паспорт маршрута может быть подписан избирателем, являющимся инвалидом, членом соответствующей комиссии с правом решающего голоса, а также представителем органа социальной защиты населения, представителем общественной организации инвалидов, волонтером.

По результатам анализа данных, указанных в паспорте маршрута, комиссия направляет:

в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления - предложения для принятия мер по обеспечению доступа инвалидов в соответствующее помещение для голосования;

в органы социальной защиты населения - обращения о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества пассажиров);

в волонтерские организации, общественные организации инвалидов - обращения об оказании соответствующей помощи, в том числе о привлечении к работе специалистов-сурдопереводчиков и/или тифлосурдопереводчиков, об оказании помощи в сопровождении избирателей, являющихся инвалидами, до помещения для голосования и другой необходимой помощи при реализации права на участие в выборах.

ИКСРФ с учетом требований Федерального закона "О персональных данных" может установить порядок и сроки хранения паспортов маршрутов.

10.2. Комиссии после получения соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте их голосования (в помещении для голосования или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания им содействия.

Органы социальной защиты населения оказывают комиссиям содействие в получении данных сведений, в том числе на основании заключенного в соответствии с пунктом 16.2 статьи 20 Федерального закона соглашения.

10.3. Избиратели, являющиеся инвалидами, не имеющие возможности прибыть в помещение для голосования, в соответствии со статьей 66 Федерального закона имеют право обратиться в УИК с письменным заявлением, в том числе поданным с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования (далее - заявление (устное обращение).

Помимо этого с таким заявлением (устным обращением) также имеют право обратиться избиратели, не имеющие возможности прибыть в помещение для голосования в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися (инвалидами, больными).

С использованием ЕПГУ заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования подается в порядке и сроки, установленные ЦИК России.

10.4. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, установленные ЦИК России, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования. Особенности организации и проведения голосования вне помещения для голосования избирателей с инвалидностью содержатся в разделе 11 Рекомендаций.

10.5. При организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях, а также избирателей, проживающих (находящихся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, членам комиссий, организующим досрочное голосование, необходимо иметь при себе информационные материалы, изготовленные в доступной для восприятия инвалидами форме, трафареты для заполнения избирательных бюллетеней и лупы.

10.6. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.

В таком случае избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения избирательного бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.

10.7. В помещении для голосования члены комиссии с правом решающего голоса по просьбе избирателя с инвалидностью могут оказывать содействие в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.

Члены комиссии должны обеспечить доступ инвалиду, имеющему собаку-проводника, в помещение для голосования.

10.8. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования комиссиям рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.

Используя трафарет (трафарет-папку либо трафарет-накладку), избиратель сможет найти наименование избирательного объединения либо фамилию, имя, отчество зарегистрированного кандидата и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из трафарета и опускает в ящик для голосования.

10.9. На избирательные участки, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества слепоглухих, глухих избирателей, при содействии органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе сурдопереводчиков (в том числе используя возможности онлайн-сурдоперевода), тифлосурдопереводчиков, социальных и медицинских работников.

10.10. В случае нахождения граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан в местах временного пребывания, в том числе в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, комиссиям следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей их категории инвалидности, ограничений по здоровью.

10.11. Для обеспечения реализации избирательных прав граждан с инвалидностью комиссиям рекомендуется принимать соответствующие меры по образованию избирательных участков в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, иных местах временного или постоянного компактного проживания инвалидов.

(в ред. Постановления ЦИК России от 14.06.2023 N 118/937-8)

(см. текст в предыдущей редакции)