Вводится запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой
Запрещаются действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, совершаемые владельцем цифровой платформы, обеспечивающим посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями, при наличии в совокупности следующих условий:
- сетевой эффект дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, на котором сделки совершаются посредством цифровой платформы, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке;
- выручка владельца цифровой платформы за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.
При этом хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что отдельные его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми.
При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке (товарных рынках), на котором сделки между продавцами и покупателями совершаются посредством использования цифровой платформы, антимонопольный орган устанавливает наличие сетевых эффектов и дает оценку возможности хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой и обеспечивающего посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять им доступ на товарный рынок.
Вводится новое условие государственного контроля сделок экономической концентрации - цена сделки превышает сумму 7 млрд рублей.
Закреплено, что по общему правилу антимонопольный орган рассматривает ходатайство о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, заочно. При этом антимонопольный орган назначает очное рассмотрение ходатайства в случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства по заявлению лиц, участвующих в сделке, ином действии, в том числе при представлении ими письменных предложений о содержании обязательств об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, либо по собственной инициативе.
Кроме того, урегулированы вопросы, касающиеся проведения экспертизы при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в целях осуществления антимонопольным органом контроля за исполнением предписаний.
(Федеральный закон от 10.07.2023 N 301-ФЗ)
Уточняется административная ответственность за нарушения, связанные с проявлениями монополистической деятельности на цифровых товарных рынках
В перечень отягчающих обстоятельств, учитываемых при назначении административного наказания за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, включено использование в целях исполнения такого соглашения программы, позволяющей принимать решения (совершать действия), направленные на его исполнение, в автоматическом режиме (без участия человека).
Вводится административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФАС России (его территориального органа) лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за невыполнение решения или предписания, если ФАС России (его территориальным органом) были установлены новые сроки исполнения решения, предписания.
Указанное правонарушение повлечет дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере суммы ранее наложенного административного штрафа, но не более 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, и не менее 100 тыс. рублей.
Дела об указанных правонарушениях будут рассматриваться ФАС России, его территориальными органами. При этом дело может быть передано на рассмотрение судье.
(Федеральный закон от 04.08.2023 N 426-ФЗ)
Обновляются общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, а также иностранными страховыми организациями
Кредитные и страховые организации, а также иностранные страховые организации - стороны соглашения вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения указанным общим исключениям.
(Постановление Правительства РФ от 18.01.2023 N 39; Информационное письмо ФАС России N АК/80481/23, Банка России N ИН-018-59/54 от 03.10.2023; Письмо ФАС России от 26.09.2023 N ДФ/78107/23)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей