Урегулированы вопросы ликвидации накопленного вреда окружающей среде на отдельных производственных объектах, которые выводятся из эксплуатации
Определены особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (опасных производственных объектов I и II классов опасности, объектов размещения отходов I и II классов опасности).
Предусматривается, что в целях обеспечения исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации таких объектов за 5 лет до конца срока их эксплуатации владельцы этих объектов должны разработать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации производственного объекта. Указанный план должен включать в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Одновременно с указанным планом мероприятий в Росприроднадзор должны быть представлены сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий, о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации соответствующих мероприятий, а также документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации предусмотренных планом мероприятий.
Денежные средства резервного фонда в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, размещаются на счетах эскроу. Правила размещения на счетах эскроу и использования денежных средств резервного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2023 N 642.
В случае неисполнения юридическим лицом или ИП установленных обязанностей ими уплачивается компенсационный платеж, средства от которого, зачисленные в федеральный бюджет, направляются на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
Нормы о ликвидации накопленного вреда окружающей среде распространены на угольные шахты.
Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты. Принят ряд подзаконных актов.
Предусматривается ряд переходных положений.
(Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 22.04.2023 N 642, от 11.05.2023 N 737, от 27.05.2023 N 828 и от 31.05.2023 N 880; Приказ Минэкономразвития России от 18.07.2023 N 507, Приказы Минприроды России от 23.03.2023 N 142 и от 20.07.2023 N 446)
Внесены изменения в Закон об экологической экспертизе
Установлено, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7, 7.1 - 7.3, 7.5, 7.7 - 7.10 статьи 11 Закона об экологической экспертизе, в том числе повторная, может проводиться по принципу "одного окна".
В этом случае материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, представляются в электронной форме (кроме случаев, если документы и материалы содержат государственную тайну или относятся к служебной информации ограниченного распространения) одновременно с документами и материалами, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации, при условии соответствия формы и содержания направляемых на государственную экологическую экспертизу материалов установленным требованиям и при наличии их в необходимом составе.
Начало срока проведения государственной экологической экспертизы (кроме экспертизы, проводимой по принципу "одного окна") устанавливается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу "одного окна", в том числе повторной, устанавливается в соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком.
Срок проведения государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 42 рабочих дня. При этом срок может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика.
Сведения о заключении государственной экологической экспертизы размещаются на официальном сайте Росприроднадзора (его территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Сроки размещения сведений о заключении государственной экологической экспертизы, проводимой по принципу "одного окна", на сайте Росприроднадзора (его территориального органа) не должны превышать сроки включения сведений о заключении экспертизы проектной документации в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства.
(Федеральный закон от 10.07.2023 N 305-ФЗ)
Изменяются требования к содержанию программы производственного экологического контроля
Программа должна содержать раздел "Сведения о побочных продуктах производства".
Приводится перечень информации, которую должен содержать указанный раздел.
(Приказ Минприроды России от 24.03.2023 N 150)
Расширяется территория эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
К территориям эксперимента будут отнесены городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. Методика определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха утверждена Приказом Минприроды России от 17.02.2022 N 106.
Правительством РФ установлены перечень городских поселений и городских округов, сроки и этапы проведения эксперимента в таких городских поселениях и городских округах, а также целевые показатели снижения в них выбросов. На указанные городские поселения и городские округа не распространяются требования Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, касающиеся сроков и этапов проведения эксперимента, а также применения целевых показателей снижения выбросов.
Одновременно внесены изменения в Правила квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух, в том числе в части права юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, обратиться в Росприроднадзор с заявлением о переоформлении установленных квот выбросов. Установлены основания для обращения с таким заявлением, порядок переоформления установленных квот выбросов и основания для отказа в переоформлении.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 342-ФЗ; Приказ Минприроды России от 28.04.2023 N 265)
Внесены изменения в Закон об органической продукции
Производителями органической продукции могут быть иностранные юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.
Установлены дополнительные сведения об указанных производителях органической продукции, которые подлежат обязательному внесению в единый государственный реестр производителей органической продукции.
(Федеральный закон от 29.12.2022 N 630-ФЗ)
Изменяется правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях
Предусматривается, что рекреационная деятельность на особо охраняемых природных территориях представляет собой деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
Устанавливаются особенности осуществления рекреационной деятельности на указанных территориях, в том числе вводится понятие туризма на особо охраняемых природных территориях и определяются требования к организации и осуществлению названного вида туризма.
Урегулированы отношения, связанные с осуществлением рекреационной деятельности в национальных парках. В частности, предусматриваются утверждение плана рекреационной деятельности национального парка и заключение соглашения об осуществлении рекреационной деятельности в национальном парке.
Определены особенности предоставления земельных участков в аренду и установления сервитута, публичного сервитута для осуществления рекреационной деятельности в национальном парке.
Установлены ограничения экономической и иной деятельности, которая допускается на особо охраняемых природных территориях.
Действие указанных положений не распространяется на осуществление рекреационной деятельности в национальных парках, находящихся в ведении ФСО России.
Перечень объектов капстроительства, строительство, реконструкция, капремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации, снос которых допускаются при рекреационной деятельности в национальных парках, а также некапитальных строений, сооружений, элементов благоустройства, объектов сопутствующей инфраструктуры, возведение, эксплуатация и демонтаж которых допускаются при рекреационной деятельности в национальных парках, установлен Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2023 N 2294-р.
(Федеральный закон от 18.03.2023 N 77-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 01.08.2023 N 1250, от 30.08.2023 N 1407, от 31.10.2023 N 1809, N 1811 и N 1827; Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2023 N 2294-р)
Обновлены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
В частности, сформирован механизм исчисления платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов (в том числе побочных продуктов производства, признанных отходами, вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами, побочных продуктов животноводства).
(Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881; Письмо Минприроды России от 25.07.2023 N 19-47/27008; Письма Росприроднадзора от 26.07.2023 N РН-03-01-34/27030 и от 06.12.2023 N РН-03-01-34/44278)
Актуализированы Правила разработки программы повышения экологической эффективности
Уточняется и дополняется информация, содержащаяся в проекте программы и обосновывающих материалах к ней.
(Приказ Минприроды России от 23.12.2022 N 907)
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)
Например, в перечень включены следующие индикаторы:
- представление в Росприроднадзор юридическим лицом, ИП, которым принадлежат отдельные производственные объекты, акта о выполнении плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
- ненаправление организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, в территориальный орган Росприроднадзора, на территории деятельности которого расположен объект, уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ;
- непоступление от застройщика или технического заказчика в Росприроднадзор извещения о начале работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства.
(Приказ Минприроды России от 10.01.2023 N 5)
Изменено Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Сокращаются сроки принятия решений о выдаче разрешений на выбросы (с 75 до 45 рабочих дней), а также срок процедуры продления разрешений на выбросы (с 15 до 3 рабочих дней).
Также предусмотрена возможность реализации реестровой модели при оформлении разрешений на выбросы, их продлении и переоформлении.
Результаты предоставления государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, а также по выдаче разрешения на выбросы, продлению разрешения на выбросы и переоформлению разрешения на выбросы подтверждаются путем внесения территориальным органом Росприроднадзора сведений в реестр выданных разрешений на выбросы.
Сведения о разрешении на выбросы предоставляются в форме выписки из реестра с нанесенным на нее QR-кодом.
(Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 N 174)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей