Глоссарий

Готовность к профессиональному самоопределению (ГПС) - способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.

Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория - путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых обучающимися совместно с педагогами-навигаторами через использование возможностей образовательной среды.

Интерактивная аналитическая панель (далее - Дашборд) - часть Платформы для операторов Проекта (федерального, регионального, муниципального, школьного уровней), которая содержит визуализацию достижения актуальных ключевых количественных показателей, с возможностью фильтрации доступа и предъявления данных.

Карьера - траектория развития человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения. Траектории карьеры могут быть разными. Наиболее популярные траектории связаны с вертикальным развитием (управленческий рост), горизонтальным (развитие как специалиста в рамках одной профессии), проектным (рост масштаба и сложности проектов) и полипрофессионализацией (освоение нескольких профессий).

Карьерная грамотность - способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения). Например, способность применять знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д.

Контентно-информационный комплекс "Конструктор будущего" (КИК) - цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у преподавателя персонального рабочего пространства на базе платформы "Билет в будущее" (далее - Платформы) по формированию профориентационных мероприятий в образовательной организации (подробнее см. в Приложении 1). КИК содержит в себе материалы:

- вводного урока;

- тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 класс;

- виртуальной выставки (мультимедийной экспозиции "Лаборатория будущего" в онлайн-формате);

- онлайн-пробы на базе Платформы (виртуальной профпробы);

- рефлексивного урока.

Компетенция - комплексное умение, обеспечивающее готовность человека к решению той или иной группы профессиональных задач (профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо внепрофессионального характера (универсальная компетенция).

Мероприятия по профессиональному выбору - практические профориентационные мероприятия разных видов, реализуемые на базе Площадок в соответствии с требованиями и рекомендациями оператора Проекта. Это выставка "Лаборатория будущего", которая проводится на базе исторических парков "Россия - Моя история", а также профессиональные пробы на базе Площадки (как очные, так и онлайн) и на базе Платформы (онлайн).

Мультимедийная выставка - интерактивная экспозиция с использованием мультимедийных технологий для профессиональной ориентации обучающихся: знакомства с востребованными отраслями экономики, профессиями, особенностями профессиональной деятельности.

Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) - специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования (ДО).

Платформа - многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа (https://bvbinfo.ru/), на которой размещаются профориентационные материалы, онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации Проекта:

- осуществляется регистрация обучающихся, их родителей (опционально), педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ;

- размещается расписание мероприятий;

- реализуется программа дополнительного профессионального образования (ДПО, повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.

Проектная деятельность <1> - это профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимся при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающаяся созданием продукта, который способствует решению обозначенной проблемы.

--------------------------------

<1> Здесь и далее имеется в виду проектная деятельность, осуществляемая обучающимися организаций общего образования преимущественно в учебных целях.

Профориентационная онлайн-диагностика - стандартизированная методика <2> оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором образовательно-профессиональной траектории.

--------------------------------

<2> При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала.

Профессиональный выбор - решение, которое затрагивает ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения) и может не быть опосредовано отдаленными жизненными целями.

Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Профессиональная проба (профпроба, проба) - мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и ее оценку наставником, а также способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательно-профессиональной траектории.

Профессиональное самоопределение - процесс и результат:

- выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, стремлений, смыслов и внешних вызовов (смысловая сторона профессионального самоопределения);

- овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями (инструментальная сторона профессионального самоопределения).

Профессиональные склонности - профессиональная сфера, к которой у обучающегося одновременно имеется как выраженный интерес, так и соответствующие способности <3>.

--------------------------------

<3> Понятие "склонность" проанализировано в статье: Шмелев А.Г., Серебряков А.Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. - Т. 2. - N 2. - М: Триада, 2004.

Профориентационный минимум - единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ, включая отдаленные и труднодоступные территории. Включает несколько уровней реализации.

Профориентационный урок - интерактивный урок для обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций, посвященный вопросам профессионального самоопределения. Он выполняет мотивационно-вовлекающую и информационно-просветительскую функции. Программы адаптированы отдельно для каждой возрастной группы.

Региональный оператор - юридическое лицо, за которым закреплены функции координатора реализации Проекта на уровне субъекта РФ. Необходимо действующее соглашение с Федеральным оператором.

Рекомендация - документ с предложениями по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории как пути освоения универсальных и профессиональных компетенций. Формируется в соответствии с выявленными интересами, знаниями и навыками обучающегося, выбранными профессиональными направлениями (профессиональными областями деятельности).

Рефлексивный урок - интерактивный урок с обучающимися 6 - 11 классов, предполагающий разбор, обсуждение и осмысление персональных рекомендаций по итогам участия в Проекте в каждой возрастной категории, а также постановку обучающимися на этой основе индивидуальных стратегических и тактических целей.

Территориальный администратор - специалист, назначенный региональным оператором, за которым закреплены функции координатора реализации Проекта на уровне муниципалитета или территории.