Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Одним из ключевых вопросов при организации профессиональной пробы является определение ее роли в общем контексте реализации Проекта. В одном случае профпроба выступает в качестве относительно изолированной "точки входа" в профориентационную проблематику; в другом - в качестве части структурированного полноценного профориентационного процесса, выстроенного с учетом территориальной, региональной и отраслевой специфики (в т.ч. - в условиях реализации Проекта).
Особенностями профессиональной пробы являются:
- диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;
- получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы;
- формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполняемых практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
- системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
При разработке профессиональных проб стоит учитывать, что разовое, однократное, изолированное выполнение профессиональной пробы вне той или иной их последовательности является нежелательным. Именно сопоставление результатов, впечатлений, ощущений позволяет реализовать необходимые процедуры сравнения итогов проведения проб. В данном случае анализ предложенных либо возникших альтернатив на основании приобретенного в ходе пробы опыта рефлексивной деятельности является необходимой составляющей повышения готовности к профессиональному самоопределению.
Профессиональная проба не предполагает специальную подготовку для участия в ней. Другими словами, доступна для любого участника.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей