Девятнадцатый век традиционно выделяется в особый период отечественной истории. Хронологически он практически совпадает с "долгим девятнадцатым веком". Он начался вместе с Французской революцией конца XVIII века и завершился с началом Первой мировой войны. Именно тогда Западная Европа столкнулась с вызовами революционного движения, национализма, промышленной революции, альтернативными идеологическими проектами. Все это обозначало экономическую, социальную, политическую, культурную перестройку западного мира после крушения "Старого порядка" сначала во Франции, а потом в прочих европейских странах. Схожие проблемы решала и Россия, правда несколько смещенные во времени.
Речь идет о периоде, когда Россия была теснейшим образом вовлечена в общеевропейские процессы: не только международной политики, но экономические, культурные, научные, интеллектуальные. Поначалу Россия прежде всего воспринимала и по-своему переиначивала концепции, сложившиеся за ее пределами, а потом сумела предложить собственные идеи, научные достижения, литературные и музыкальные сочинения, получившие распространения по всему миру.
Характерная особенность XIX столетия - это возникновение особой интеллектуальной среды, которую в историографии принято называть обществом. В начале XIX в. - это малочисленные представители преимущественно столичной аристократии. В начале XX в. - это уже миллионы человек, принадлежавших к разным классам и сословиям. На протяжении всего столетия общество находилось в непростых отношениях с государственной властью: они и взаимодействовали, и противоборствовали. Вместе с тем речь идет о сообщающихся сосудах. Представители общественности и бюрократии были связаны между собой. Более того, многие представители чиновничества могут быть отнесены к обществу. В этой среде зрели идеи, концепции, альтернативные проекты будущего страны: консервативные, либеральные, социалистические. Это была важная интеллектуальная предпосылка для развития общественного движения в России, частью которого стали и политические партии.
Правительство стремилось соответствовать вызовам времени. Оно решалось на преобразования, повсеместно менявшие уклад жизни в стране. Яркий пример тому - цикл Великих реформ Александра II, затронувших интересы почти всех слоев населения.
Великие реформы - это своеобразный итог первой половины XIX столетия. В правительственных, общественных кругах давно крепла уверенность в том, что масштабные социальные, правовые, экономические преобразования остро необходимы. Оставался вопрос: с чего начать; как их провести, не поколебав основы политического строя. Существовал небеспочвенный страх, что, например, отмена крепостного права нарушит зыбкий социальный порядок. Готовились проекты предстоявшей реформы, которые подразумевали плавное вхождение России в новую реальность. Проводились преобразования (киселевская реформа государственных крестьян, инвентарная реформа, преобразования в остзейских губерниях, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и др.), которые должны были стать "репетицией" общероссийских мероприятий. Однако с ними не спешили. Лишь болезненное поражение в Крымской войне подтолкнуло власть к решительным шагам.
С другой стороны, Великие реформы определили вектор дальнейшего развития страны. Крепостное право было отменено, но крестьянин фактически оставался прикрепленным к земле, не получив права собственника. В России учреждался всесословный суд и всесословное земство. И то, и другое подразумевало сохранения сословий, которые явно не соответствовали динамично менявшемуся социуму. Великие реформы способствовали появлению новых страт общества: появились адвокаты, земцы, земские служащие, стало больше журналистов, литераторов, инженеров. Эти социальные группы обеспечивали функционирование учрежденных институтов и одновременно с тем были "заказчиками" новых преобразований, которые явно не входили в планы правительства. В итоге складывалась характерная ситуация: власть выступила инициатором преобразований, но не всегда была готова к их высокому темпу. Она реформировала периферию системы, сохраняя ее сердцевину. В результате центр системы оказывался в противоречии с тем, что его окружало. Преобразованный суд, органы самоуправления плохо уживались с традиционными механизмами автократического государства.
Узловой вопрос, отнюдь не подлежавший преобразованию, - это государственный строй. Он оставался незыблем в стране, которая за столетие изменилась до неузнаваемости.
Проблема, которая не может быть решена путем реформ, сметается революцией. Так и случилось в 1905 - 1907 гг., когда Россия вошла в очень краткий, но значимый период своей истории. Это было время учреждения законодательного представительства (Государственной думы и реформированного Государственного совета), легального существования политических партий, проведения электоральных кампаний, свободы слова и печати. Все это обеспечило необходимость и социально-экономических реформ, обычно ассоциируемых с именем П.А. Столыпина. В сущности, экономический рост и правовые подвижки этого периода стали прямым результатом Первой революции.
Однако быстрые изменения, стремительный рост оказываются серьезным испытанием для любого организма. Россия достраивалась и менялась благодаря кризисам, переживая которые, она выходила на новый уровень развития. Такого рода изменения были серьезным испытанием для системы. В условиях надвигавшейся общеевропейской войны они стали факторами риска.
Россия XIX в. была прочно интегрирована в общеконтинентальные процессы. Она была одной из великих держав, участвовавших в формировании "европейского концерта". По сути, Александр I стал "архитектором" венской системы и лидером Священного союза. На протяжении последующих десятилетий эта система давала сбои. Общеевропейским конгрессам приходилось констатировать растущие разногласия великих держав. Этому способствовало ослабление Османской империи, наследство которой виделось призом в столкновении ведущих европейских государств. Наличие "концерта" подразумевало постоянную балансировку противоречивших друг другу интересов: например, России и Великобритании, которые конкурировали и на Балканах, и на Ближнем Востоке, и в Центральной Азии.
Ситуация в корне изменилась с появлением новых влиятельных и амбициозных игроков: объединенных Италии и в особенности Германии. Прежний баланс сил был нарушен, новый создать не удалось. Это стало импульсом к переформатированию всей системы международных отношений: "концерт" великих держав замещали конкурирующие блоки. Интересы ключевых игроков сталкивались повсеместно. При всем значении европейского театра дипломатии Россия выстраивала отношения и со своими азиатскими соседями, овладела Центральной Азией, стремилась утвердиться в Маньчжурии и Корее.
Первая мировая война обозначила глубокий разлом в жизни Европы. Не случайно, что с ее началом часто завершают "долгий девятнадцатый век". Это была война нового типа, тотальная война, потребовавшая мобилизации всех сил держав, вовлеченных в этот конфликт. Конкурировали не только армии, но и экономики, социальные системы, политические режимы. Устойчивость последних в значительной мере обеспечивала эффективность "военных машин". Политическая сфера как раз оказалась "ахиллесовой пятой" Российской империей, что предопределило революционные потрясения 1917 г.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей