Термины и определения, сокращения

- альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникации, которые разрабатывают для детей, у которых по каким-то причинам отсутствует или затруднена звучащая речь;

- адресность: принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах;

- дополнительная коммуникация: использование специальных средств коммуникации в дополнение к устной речи;

- визуальная и тактильная поддержка: символы, помогающие ребенку ориентироваться в пространстве, времени, последовательности событий или действий;

- депривация: психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени;

- жизненные компетенции: навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы ребенку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования;

- инвалид: лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

- инвалидность: социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты; результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и барьерами (отношенческими и средовыми), которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими;

- обучающийся с ОВЗ: физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- позиционирование: подбор безопасных поз и режима их смены для ребенка с двигательными нарушениями, препятствующих появлению вторичных осложнений;

- психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК): комиссия, созданная в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей для своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовки по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций;

- психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения;

- привязанность: эмоциональная связь между ребенком и основным заботящимся о нем лицом;

- развивающая среда: физические и психологические условия в окружении ребенка для его эмоционально-личностного и когнитивного развития, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации и саморегуляции;

- развивающий уход: подход к уходу и сопровождению детей, в процессе которого, помимо задачи непосредственного физического ухода за ребенком, перед лицом, осуществляющим уход, стоят задачи установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, в том числе развития собственной активности ребенка; профилактики и преодоления сенсорной, двигательной, социальной и других форм депривации, развития коммуникативных способностей ребенка, стимуляции двигательного развития, формирования навыков самообслуживания и участия в повседневных бытовых процедурах, развития самовосприятия и формирования образа себя;

- ребенок-инвалид: лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом;

- социальная интеграция (интеграция в социуме, в обществе): двусторонний процесс, направленный на социальную адаптацию ребенка или взрослого с нарушениями развития к общей системе социальных отношений и взаимодействий, а также на перестройку общества в соответствии с нуждами и потребностями таких людей;

- социальная недостаточность: условия социальной среды, ограничивающие жизнедеятельность человека и приводящие к необходимости его социальной защиты;

- социальная реабилитация: система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;

- тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, обусловленных наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.