6.3. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с нарушениями слуха

6.3. Особенности сопровождения в группе продленного дня обучающихся с нарушениями слуха.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Среди глухих, рано потерявших слух, есть дети, которые не приобрели речевых навыков или утратили их. По этому признаку глухие дети делятся на две категории:

- глухие без речи (ранооглохшие);

- глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:

1) слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

2) слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. Он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль.

Степень развития речи зависит не только от степени слухового дефекта, но и от времени возникновения последнего. Самое незначительное понижение слуха, возникшее в очень раннем возрасте, может привести к задержке развития речи, к ее дефектному развитию, - и в то же время частичное снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной мере сохранной. Степень развития речи зависит и от тех педагогических условий, в какие ребенок с нарушением слуха был поставлен после возникновения слухового дефекта. Если для ребенка, только что потерявшего слух, создаются специальные педагогические условия в детском саду, специальном учреждении или дома, если его рано обеспечивают звукоусиливающей аппаратурой, обучают чтению с губ, исправляют ошибки, допускаемые им в речи, ведут беседы на доступном ему словаре, то речь его, естественно, развивается лучше. Уровень речевого развития ребенка с нарушением слуха зависит также от его индивидуальных особенностей. Более активные, живые, общительные дети говорят лучше, чем вялые и замкнутые.

Важно помнить, что функционирование слухового анализатора находится в прямой зависимости от уровня развития речи. Чем богаче речь, тем легче пользоваться неполноценным слуховым анализатором для ее восприятия. Только хорошо владеющий речью может догадаться о тех недостающих элементах воспринимаемой речи, которые он не мог расслышать. Для детей с нарушениями слуха очень важно развивать речевые навыки!

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей (восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

У многих детей с нарушениями слуха отмечаются некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость их походки. Необходимо помнить, что двигательные ощущения для глухих - средство самоконтроля, база, на которой формируется устная речь.

Восприятие информации ребенком с нарушением слуха происходит на слухозрительной основе, постоянно задействованы оба анализатора.

Школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, слабослышащий ребенок испытывает значительные трудности в распределении внимания.

У детей с нарушением слуха образная память развита лучше, чем словесная. Уровень развития словесной памяти зависит от лексического запаса слабослышащего ребенка, ему требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала.

У многих детей с нарушениями слуха в начальной школе (и даже в основной) наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим.

Плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, следовательно, не знает, как сопереживать, нередко неадекватно реагирует.

Ребенок с нарушением слуха может использовать непривычные, излишние с точки зрения сверстников невербальные средства для привлечения внимания собеседника (взять за руку, постучать по плечу, подойти очень близко, заглядывать, смотреть в рот и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности ("неагрессивная агрессивность").

Тьютору и воспитателю группы продленного дня, сопровождающим ребенка, необходимо провести предварительную работу по информированию учеников и родителей об особенностях глухих и слабослышащих детей, об условиях, которые им необходимы. Заранее выясните, какие особенности у вашего подопечного: глухой или слабослышащий; пользуется ли ребенок слуховыми аппаратами (в дальнейшем нужно это контролировать); каким количеством слуховых аппаратов он слухопротезирован (при смешанной форме нарушения слуха слуховой аппарат может быть на одном ухе); каким ухом ребенок лучше слышит и т.д. Слуховой аппарат или кохлеарный имплант не разрешают все проблемы ребенка.

Нормально слышащие дети не всегда могут правильно воспринимать и интерпретировать поведение плохо слышащих сверстников. Детям нужно объяснить, что слуховая аппаратура требует бережного отношения и что она может только ограниченно компенсировать понижение слуха. Ученикам с нормальным развитием можно создать условия для идентификации себя с глухими и со слабослышащими. Например, дети закрывают уши и пытаются "считывать с лица" говорящего отдельные слова, предложения, краткий информационный материал.

В группе продленного дня важно принять правила поведения, прежде всего соблюдение шумового режима, что означает создание условий для вычленения слабослышащими нужной речевой информации.

Тьютор совместно с воспитателем должны продумать, где будет находиться рабочее место ребенка с нарушением слуха в группе продленного дня. Дети с нарушениями слуха предпочитают работать в небольших группах, сидеть в тихом месте класса или в первом ряду. Некоторые ученики выигрывают от того, что видят одновременно и воспитателя, и тьютора, и других учеников в классе. Они могут учиться, видя других учеников, отвечающих учителю. Выбор стороны может зависеть также от "лучшего" уха.

Основным способом восприятия устной речи для детей с нарушенным слухом является слухозрительное восприятие речи, когда они видят лицо, губы говорящего и "слышат" его с помощью слуховых аппаратов. Во время подготовки к урокам и досуговых мероприятий необходимо учитывать эту особенность. Слабослышащий должен иметь возможность видеть говорящего. Старайтесь не поворачиваться к слабослышащему спиной; делая важные сообщения, смотрите на ребенка. Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал взглядом говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Говорите чуть медленнее, не повышайте голоса, не утрируйте артикуляцию, не искажайте ритм и интонацию.

Значение имеет и место расположения говорящего: восприятие речи собеседника, располагающегося спиной к источнику света, спиной или боком к ребенку, негативно скажется на понимании речи. Особенности "слуховых" возможностей ребенка (неисправность слухового аппарата, неполное "слышание") и участие в разговоре двух или более собеседников также являются дестабилизирующими факторами при восприятии речи.

Слабослышащему ребенку надо дать почувствовать, что ему нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит. Важно не скрывать имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняться пользоваться слуховым аппаратом.

Ребенок с нарушениями слуха часто не понимает интонации, он должен видеть эмоции. Но необходимо контролировать степень проявления эмоций, для того чтобы ребенок не испугался и не закрылся.

Школьники с нарушениями слуха недостаточно улавливают эмоциональные оттенки, тонкости коммуникации, интонации. Требуется дополнительная работа, уточняющая и углубляющая эту сторону познания.

Не выключайте ребенка из игры и общения, не спешите объяснять или действовать за него. В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному действию.

Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, для того чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.

Так как для оптимизации учебного процесса рекомендуется давать материал заранее (на опережение) для изучения и проработки дома, ученик может получать письменные копии уроков.

Создайте широкий спектр возможностей для выполнения заданий. Тьютору часто следует дополнять речь воспитателя, опираясь на другие модальности, в частности используя наглядные пособия, рисунки, символьные карты. Дополняйте информацию воспитателя таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.

Во время беседы или при выполнении задания используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово, напишите всю фразу. Письменная речь служит серьезным вспомогательным средством для организации общения и обучения особенно глухого ребенка.

Важно подчеркнуть, что функционирование слухового анализатора находится в прямой зависимости от уровня развития речи. Чем богаче речь, тем легче пользоваться неполноценным слуховым анализатором для ее восприятия. Только хорошо владеющий речью может догадаться о тех недостающих элементах воспринимаемой речи, которые он не мог расслышать. Используйте любую возможность, чтобы развивать речевые навыки.

Если речь ребенка нечеткая, старайтесь не ограничивать его во времени, создайте условия для того, чтобы ребенок мог высказаться. Помогайте ему правильно использовать лексику и грамматические конструкции, поощряйте его высказывания.

Старайтесь по возможности исправлять речь подопечного. В ваших силах указать на неправильное выражение и тут же дать образец правильного: заменить неудачное слово, исправить падежное окончание обязательно в условиях словосочетания, а не в изолированном слове, показать место словесного ударения. Ошибками в звукопроизнесении должен заняться специалист. Но если ученик сказал что-то невнятно, если его не поняли, нужно попросить его повторить сказанное ("Скажи лучше") или (если вы все-таки догадались, что он имел в виду) написать то, что он сказал: при чтении дети даже с плохим произношением всегда говорят лучше.

Воспитателю и тьютору необходимо контролировать, что ребенок правильно понял сказанное. Спрашивайте, проверяйте, поощряйте вопросы.