Для того чтобы обучающийся с НОДА попал на территорию образовательной организации, необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10 - 12°), с тем чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50 - 90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. В данном случае необходима посторонняя помощь.
Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.
Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, для того чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет.
Для того чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должны быть предусмотрены хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся) и подъемники на лестницах.
Предпочтительным является зонирование пространства класса группы на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит, безопасным и комфортным для обучающегося с НОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- санитарно-бытовых - с учетом потребностей детей с двигательными нарушениями, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих кушетки, пеленальные столики для смены памперсов и т.д.);
- социально-бытовых - с учетом конкретных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.);
- наличие специально оборудованных мастерских для развития профессиональных навыков; специально оборудованного медицинского кабинета; специально оборудованного зала для лечебной физической культуры.
В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда/инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка; специальные приспособления, правильная мебель. В учебном пространстве класса должны быть предусмотрены следующие условия:
- пространство для передвижения коляски;
- медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа;
- наклонные парты для обучения детей стоя.
При ДЦП безопасным является положение ребенка в рефлекс-запрещающих позициях (позы, которые придают для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), с фиксацией конечностей и головы, с частой сменой положения (с интервалом в 10 - 15 минут). То есть ребенку важно находиться в стабильной позе, при которой влияние тонических рефлексов было бы минимальным.
Учащийся с двигательными нарушениями должен иметь возможность передвигаться по школе, классу, другим помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей