2. Предоставление педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении
В субъектах Российской Федерации работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, целесообразно осуществлять в рамках межведомственного взаимодействия органов и учреждений, входящих в систему профилактики, определенных в статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ.
Как правило, вопросы, касающиеся межведомственного взаимодействия в указанной сфере, последовательности действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики, по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, регламентируются нормативными правовыми актами.
Таким образом, предоставление педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, рекомендуется организовывать в рамках исполнения мероприятий межведомственных комплексных планов (программ) по проведению индивидуальной профилактической работы, в которых определены цели, задачи реабилитации несовершеннолетнего и семьи, формы и методы работы.
Планирование мероприятий по оказанию педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, рекомендуется проводить с участием несовершеннолетнего (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей) и (или) семьей.
Органами, организациями должностными лицами, принимающими в рамках компетенции участие в оказании педагогической, психологической и юридической помощи, несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, могут являться:
- органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- органы опеки и попечительства;
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением и медицинские организации;
- органы и учреждения культуры, досуга;
- учреждения уголовно-исполнительной системы;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- негосударственные некоммерческие организации;
- государственные юридические бюро, адвокаты, юридические клиники;
- психолого-медико-педагогические комиссии;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Педагогическая, психологическая и юридическая помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, может предоставляться, в том числе в следующих формах.
- помощь в освоении общеобразовательной программы;
- развитие познавательной активности; вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка;
- использование технологии социального проектирования;
- вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.);
- педагогическое консультирование;
- организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники, походы, спортивные массовые мероприятия);
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с несовершеннолетними;
- повышение родительских компетенций в рамках курсов, лекций;
- профессиональное обучение родителей;
- проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
- содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
- содействие в организации летнего отдыха детей;
- индивидуальное психологическое консультирование (краткосрочная психологическая поддержка, направленная на достижение определенных целей), выход из кризисной ситуации;
- диагностика актуального состояния - исследование личностных особенностей клиента;
- коррекционная работа - восстановление ресурсов психики, устранение нежелательных особенностей поведения, развитие адаптационных возможностей организма;
- оказание экстренной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидального риска;
- проведение индивидуальной (групповой) терапии;
- работа с социальным окружением семьи;
Психология и педагогика рассматриваются как научные дисциплины, в связи с этим органам и организациям, оказывающим педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, рекомендуется включать в свою практическую деятельность научно обоснованные методики и технологии с доказанной эффективностью [5].
Интернет-ресурсы открытого реестра программ, вызывающих доверие профессионального сообщества [5]:
Цифровая платформа, подготовленная по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования, которые направлены на работу с трудностями в обучении у обучающихся 1 - 11 классов, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий: https://www.rospsy.ru/learning-difficulties.
Открытый реестр рекомендуемых психологических программ-участников ежегодного Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде: https://rospsy.ru/resultsKP2019.
- оформление (восстановление) документов;
- консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
- подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения конкретных вопросов;
- консультации родителей по вопросам защиты прав и законных интересов детей, а также оказание содействия в получении разъяснений действующего законодательства в органах и учреждениях системы профилактики;
- консультирование о мерах социальной поддержки;
На практике в субъектах Российской Федерации при организации оказания педагогической, психологической и юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, используются следующие ресурсы:
1) психологические службы в общеобразовательных организациях.
Например, в Ивановской области на базе школ, где есть квалифицированные кадры, создана сеть консультационных пунктов, обратившись в которые можно получить бесплатную квалифицированную помощь педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, юристов. Координацию работы психологической службы в системе образования осуществляет главный внештатный педагог-психолог.
В образовательных организациях Тверской области с несовершеннолетними и (или) семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, индивидуально работают педагоги-психологи, выявляя и оказывая поддержку таким несовершеннолетним и семьям. Координацию их деятельности также ведет внештатный педагог-психолог.
Для ознакомления с направлениями работы психологической службы общеобразовательной организации и возможностями обращения за психологической помощью рекомендуется проводить недели психологии [6].
2) центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры).
В Новгородской области специалисты ППМС-центров оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним и их семьям, находящимся в социально опасном положении, включающую проведение следующих мероприятий:
- диагностические обследования несовершеннолетних, направленные на определение факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними, оценки индивидуального риска аддиктивного поведения для подбора наиболее эффективных форм коррекции. На всех несовершеннолетних, прошедших диагностические обследования, составляются заключения, в которых отмечаются основные факторы совершения правонарушения. Разрабатываются рекомендации для родителей (законных представителей), работников образовательных организаций (администрация, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог), инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних;
- индивидуальные консультации/занятия для несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) с целью повышения ресурсов для противостояния негативному воздействию окружающей среды, овладения навыками эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного поведения, формированию уверенного отказа, противодействия агрессивным и насильственным проявлениям, формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, восстановления детско-родительских отношений;
- групповые занятия с несовершеннолетним группы риска, направленные на формирование ответственного и уверенного поведения, развитие коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;
- занятия по программе "Позитивное родительство" для семей с несовершеннолетними правонарушителями с целью формирования у родителей (законных представителей) компетенций в области детской и подростковой психологии, позволяющих создавать и развивать условия благополучного взросления, развития личности ребенка в семье.
Помимо оказания помощи непосредственно несовершеннолетним и (или) семьям, находящимся в социально опасном положении, ресурс ППМС-центров возможно использовать в целях консультативно-методической поддержки специалистов, оказывающих педагогическую, психологическую и юридическую помощь указанной целевой группе.
Такая практика существует, например, в Республике Адыгея, где ППМС-центры оказывают методическую и (или) консультативную поддержку специалистам по их запросу.
В Республике Башкортостан региональной антикризисной командой ГБУ РБ РЦППМСП в 2022 году проведены выездные супервизии и тренинги в районы, оказавшиеся в "красной зоне" по случаям аутоагрессивного поведения несовершеннолетних, в целях оказания консультативно-методической помощи педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам образовательных организаций республики, на которых возложены функции по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних обучающихся.
3) региональные системы оперативного реагирования и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики ("телефон доверия", мобильные бригады специалистов), включая оказание экстренной помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, где есть угроза суицида, жестокого обращения и насилия над детьми.
Практика создания межведомственных мобильных бригад специалистов для оказания помощи семьям с детьми, в том числе экстренной распространена во многих субъектах Российской Федерации (республики Башкортостан, Коми, Алтайский, Приморский края, Амурская, Белгородская, Курская, Оренбургская, Тамбовская, Тверская области, г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, другие). Работа мобильных бригад позволяет экстренно реагировать на проблемы семей, выявлять их потребности в различных видах помощи с выездом на дом и предлагать пути выхода их сложившейся ситуации.
Например, в Ставропольском крае в состав мобильных бригад включены специалисты организаций социального обслуживания (педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульты, специалисты по социальной работе) и представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных районов и городских округов края, отделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, медицинских организаций, органов опеки и попечительства, органов труда и социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов края. Одной из задач межведомственной мобильной бригады является обеспечение оперативности в решении острых социальных проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении.
Выезды в семьи осуществляются по установленным графикам, кроме того, бывают экстренные выезды по поступившим сигналам (из комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общеобразовательных школ, сельских администраций). В ходе выездов осуществляется работа с несовершеннолетними, их родителями, направленная на профилактику правонарушений, формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Все они получают социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, а также услуги по социальному сопровождению [7]. Мобильные бригады оснащены компьютерной техникой (ноутбуки, планшеты), диагностическими компьютерными методиками, позволяющими провести психологическую диагностику как несовершеннолетних, так и их родителей, оказать психологическую помощь.
В Тамбовской области функционирует трехуровневая система оказания специализированной помощи лицам с кризисными состояниями.
- 1-й уровень - "телефон доверия", в рамках работы которого осуществляется оказание консультативной психотерапевтической и психологической помощи психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами. Цель их работы: помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотравмирующие конфликты и в случае необходимости направить на очную консультацию к специалисту.
- 2-й уровень - кабинет медико-социально-психологической помощи, функционирующий на территории ТОГБУЗ "Городская поликлиника N 5 г. Тамбова". Кабинет предназначен для оказания амбулаторной суицидологической помощи (терапия и реабилитация кризисных, предсуицидальных и постсуицидальных состояний), в том числе и анонимно, лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисными, суицидоопасными состояниями. Кроме того, помощь в амбулаторных условиях оказывается детским кабинетом диспансерного психоневрологического отделения ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница". Кабинет предназначен для оказания консультативной медико-психологической помощи детскому и подростковому населению.
- 3-й уровень - стационарный. Стационарное лечение детей в возрасте 4 - 15 лет осуществляется в условиях детского отделения. Подростки в возрасте 15 - 17 лет в зависимости от остроты психического состояния и тяжести психического расстройства получают антикризисную и суицидологическую помощь либо в условиях психотерапевтического, либо общепсихиатрического отделений согласно схеме маршрутизации и программам, разработанным в ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница". Первоочередной задачей в условиях стационара было купирование сопутствующих аффективных и вегетативных расстройств (фармаколечение). Реабилитационные мероприятия проводятся в соответствии с "Программой медико-реабилитационной помощи лицам с суицидальным поведением в стационарных условиях" (далее - Программа). В рамках Программы для каждого несовершеннолетнего была разработана индивидуальная программа медико-реабилитационной помощи в стационарных условиях, в соответствии с которой с несовершеннолетними проводились индивидуальные занятия с психологом, групповые психотерапевтические занятия и психотерапевтические тренинги, направленные на обучение навыкам саморегуляции в стрессовых и кризисных ситуациях. По окончании лечения по решению врачебной комиссии и с учетом отсутствия суицидальных тенденций несовершеннолетние выписываются с рекомендациями реализации индивидуальной программы реабилитации в амбулаторно-поликлинических условиях по месту жительства.
4) институт наставничества (общественных воспитателей), применяемый в целях проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, посредством, в частности:
- закрепления наставников (общественных воспитателей, кураторов, шефов) за несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
- участия несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, совместно с волонтерами-наставниками из числа членов общественных организаций в социально-значимых мероприятиях различной направленности (спортивные, патриотические, культурно-массовые мероприятия и другие).
Примером регионального опыта использования инструмента наставничества может служить, например, деятельность общественных муниципальных советов по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области. На заседаниях указанных советов обсуждаются вопросы планирования и реализации профилактических мероприятий по социальной адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой такой семьей закреплен общественный куратор (наставник).
В Нижегородской области активно внедряются практики взаимодействия органов местного самоуправления, некоммерческих и религиозных организаций, направленных на развитие института наставничества несовершеннолетних. Благотворительным фондом "Жизнь без границ" при сотрудничестве с региональной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области, министерством социальной политики Нижегородской области реализуется социальный проект "Академия наставничества - от поддержки ребенка к поддержке семьи". В рамках реализации проекта определены 6 пилотных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в которых Фондом проводится обучение специалистов технологиям социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, инструментам работы с семьями и подростками.
Решением Слета регионального отделения ВВПОД "Юнармия" Оренбургской области рекомендовано создать юнармейские отряды в каждой образовательной организации области, а над всеми подростками, состоящими на "профилактическом учете", установить шефство со стороны членов штабов местных отделений и членов советов юнармейских отрядов. Основная задача шефской работы заключается в привлечении трудных подростков к участию в мероприятиях патриотической и спортивной направленности, профильных юнармейских сменах в Региональном молодежном центре "Авангард".
В Ростовской области реализуется проект по работе с подростками и молодежью "группы риска" "Премьера". Основной концепцией проекта является проведение масштабных театральных показов, главные роли в которых исполняют подростки "группы риска", состоящие на различных видах профилактического учета. В 2022 году в состав театра входят 35 трудных подростков, которые уже приняли участие в 12 театральных постановках с общим охватом порядка 2,3 тыс. зрителей, среди которых несовершеннолетние подростки, находящиеся на учете, многодетные и кризисные семьи, воспитанники школ-интернатов и реабилитационных центров.
В Тюменской области на территории всех муниципальных образований региона реализуется проект по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних с привлечением ресурса социального волонтерства "Рука помощи". Основная идея проекта - консолидация усилий волонтерских отрядов, общественных объединений в организации работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и общественно опасных деяний и состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних, проявляющими положительную динамику в поведении, посредством развития института волонтерского наставничества. В рамках проекта подростки, находящиеся в социально опасном положении, включаются в отряды волонтеров, за ними закрепляются наставники. Подростки согласно плану мероприятий участвуют в социально-значимых проектах своего муниципалитета и региона в целом.
В Костромской области наставничество осуществляется при участии ветеранов и действующих представителей вооруженных сил, правоохранительных органов, студентов университета. Работа наставников с детьми предусматривает проведение тематических встреч, индивидуальных консультаций, посещение культурных объектов города, просмотр и обсуждение патриотических фильмов.
Во многих субъектах Российской Федерации распространена практика закрепления общественных воспитателей за несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и состоящими на различных видах учета. Целью создания института общественных воспитателей является совершенствование деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних и защите их прав. Общественный воспитатель закрепляется за несовершеннолетним постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним учитывается личностные, возрастные и иные особенности несовершеннолетнего, а также возможность и согласие общественного воспитателя выполнять возлагаемые на него обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему.
5) региональная система бесплатной юридической помощи:
- государственная система бесплатной юридической помощи [8];
- негосударственная система бесплатной юридической помощи [8];
- кабинеты бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция";
- проведение мероприятий, направленных на правовое просвещение и правовое информирование населения (Всероссийский день правовой помощи детям, просмотр мультимедийных материалов, подготовка и распространение информационных материалов по правовой тематике, другое).
Так, в министерстве социальной защиты населения и труда Белгородской области каждый четверг осуществляется бесплатный прием льготных категорий граждан, в том числе законных представителей детей-инвалидов, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Прием таких граждан ведут адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя заключено соглашение с Адвокатской палатой города Севастополя об оказании бесплатных юридических услуг населению, в том числе семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении.
В субъектах Российской Федерации к оказанию, в частности, юридической помощи несовершеннолетним и (или) семьям, признанным находящимися в социально опасном положении, привлекаются НКО, для которых предусматривается государственная поддержка в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ (Республика Крым, Пермский край, Воронежская, Свердловская, Ярославская области, другие).
Например, в Свердловской области юридическая помощь предоставляется НКО в рамках выездной службы экстренной (правовой и психологической) помощи для детей и подростков; проведения юридических консультаций, лекций, занятий для детей и подростков по правовой тематике (Свердловская областная общественная организация "Детский правозащитный фонд "Шанс"); оказания бесплатной юридической помощи лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ (некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Город без наркотиков").
В Белгородской области в 2022 году комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их размещались статьи по правовой тематике в средствах массовой информации, была организована трансляция видеоролика правовой помощи детям, организована работа горячей линии "Телефона поддержки" с участием юриста по правовым вопросам семьи с детьми, на территории всех муниципальных образований разрабатываются и используются в профилактической работе памятки, печатные брошюры, информационные листовки, информационные буклеты и их электронные версии для педагогов и родителей обучающихся (законных представителей) по вопросам правового информирования и правового просвещения в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей