1.2. Оказание услуг экстренной психологической помощи. Всероссийский проект "Детский телефон доверия"

Значение психологической службы "Детский телефон доверия" заключается в ее широкой доступности для детей, подростков, их родителей. Ежегодно специалистами-психологами службы оказывается около 900 тыс. экстренных психологических консультаций.

В 2022 году при поддержке Фонда предоставление квалифицированной экстренной анонимной психологической помощи детям и родителям обеспечивали 15 служб детского телефона доверия, работающих под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 на территории 85 субъектов Российской Федерации. В круглосуточном режиме экстренная психологическая помощь по детскому телефону доверия доступна в 78 регионах.

Специалистами служб детского телефона доверия экстренная психологическая помощь предоставлена по 1,0 млн. обращений от детей и родителей (обращения от детей составили более 50% всех обращений). В тематике обращений преобладают вопросы, связанные с отношением ребенка со сверстниками, а также с детско-родительскими отношениями.

В целях повышений информированности детей и родителей о возможности получения экстренной психологической помощи по детскому телефону доверия в 2022 году Фонд продолжил поддержку работы информационного ресурса для детей и родителей - сайт "Детский телефон доверия" (www.telefon-doveria.ru), пользователями которого стали более 600 тыс. человек.

Сформирована стабильно работающая система повышения профессиональных компетенций специалистов, ответственных за организацию и предоставление психологической помощи детям и родителям - ежегодно Фонд организует обучение специалистов служб детского телефона по наиболее актуальным тематикам консультирования детей и родителей.

Обучение проводится ведущими вузами в области подготовки психологов по блочно-модульным программам, включающим дистанционный и очный этапы обучения, а также последующее индивидуальное дистантное сопровождение специалистов, прошедших обучение.

В 2022 году обучение проводили: ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет", ФГБОУ ВО "Вологодский государственный университет". Обучение прошли 50 специалистов и руководителей региональных служб детского телефона доверия.

Развитию системы повышения профессиональных компетенций специалистов, ответственных за организацию и предоставление психологической помощи детям и родителям, в 2022 году содействовали:

- проведение 37 групповых дистанционных супервизий для специалистов служб детского телефона доверия по 10 актуальным для работы с обращениями детей и родителей тематикам, с участием 18 специалистов;

- поддержка работы и наполнение актуальным контентом информационного ресурса для специалистов детского телефон доверия (www.vdtd.ru), используемом в том числе для организации и проведения групповых супервизий. На портале зарегистрировано (имеют личный кабинет) более 700 специалистов региональных служб детского телефона доверия;

- проведение 13 обучающих занятий по оказанию психологической помощи лицам, оказавшимся в кризисных ситуациях и переживающих кризисные состояния (13 актуальных тематик, связанных с обращениями, возникшими в ходе проведения СВО). Участие в занятиях приняли специалисты всех 15 региональных служб детского телефона доверия (215 человек);

- проведение Всероссийской конференции "Экстренная психологическая помощь детям и родителям. Ресурс детского телефона доверия" с участие более 1,0 тыс. руководителей и специалистов органов исполнительной власти 85 субъектов РФ, организаций, на базе которых работает служба детского телефона доверия.