III. Социально-педагогические, социально-психологические и социально-правовые потребности семей с детьми. Поддержка и укрепление родительства и детско-родительских отношений
III. Социально-педагогические, социально-психологические
и социально-правовые потребности семей с детьми. Поддержка
и укрепление родительства и детско-родительских отношений
При организации в субъектах Российской Федерации системы оказания педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, в том числе во взаимодействии с НКО рекомендуется учитывать актуальные потребности семей с детьми, выявленные в ходе исследования, проведенного на территории восьми субъектов Российской Федерации - участников пилотного проекта Минтруда России и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по созданию Семейных многофункциональных центров [9] (Волгоградская, Иркутская, Калужская, Новгородская, Новосибирская, Орловская, Тульская и Челябинская области).
В рамках данного исследования выявлены две основные группы потребностей семей с детьми:
потребности в социальных услугах и помощи, которые вызвали повышенную востребованность у респондентов (социальная помощь, социальное и документационное сопровождение; социально-педагогические услуги и педагогическая помощь; социально-правовые услуги и юридическая помощь, социально-медицинские услуги и медицинская помощь), на что указали от 59% до 71% респондентов <1>;
--------------------------------
<1> В исследовании приняли участие более 5 000 человек старше 18 лет. Респондентами выступали члены семей с детьми в разных жизненных ситуациях.
потребности в социальных услугах и помощи, которые оказались менее востребованы (социально-психологические услуги, помощь волонтеров) (от 0% до 33% респондентов).
Ключевыми потребностями семей с детьми в блоке "социальная помощь, социальное и документационное сопровождение" выступают:
- помощь в оформлении документов, справок в связи с рождением ребенка в семье, в том числе с рождением ребенка с особенностями развития;
- помощь в оформлении документов, справок и пособий в связи с изменением состава семьи (развод, смерть близких);
- помощь в оформлении документов, справок, пособий, лечения в связи с проблемами здоровья отдельных членов семьи;
- консультирование/информирование о социальных услугах, сопровождение получения социальных услуг;
- консультирование по мерам социальной поддержки, программам для семей с детьми;
- консультирование/помощь в сборе документов, оформлении в детский сад, школу;
консультирование по возможным услугам бытовых сервисов.
Блок "Социально-педагогические услуги и педагогическая помощь"
В большей степени востребованной для респондентов является педагогическая помощь. Среди наиболее значимых педагогических потребностей члены семей с детьми отметили следующие:
- потребность в получении социально-педагогических услуг по организации досуга и развитию детей, формированию образовательной среды, а также реализации образовательных траекторий детей;
- потребность в обучении членов семей финансовой грамотности и планированию семейного бюджета;
- потребность в консультировании/обучении родителей и дедушек/бабушек по вопросам воспитания детей с учетом современных реалий, в том числе в условиях многодетной семьи и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в консультировании/обучении членов семей по организации режима младшего школьника, его адаптации в новой учебной среде, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в обучении навыкам ухода за новорожденным, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность в присмотре и воспитании детей в связи с длительным лечением членов семей;
- потребность в обучении организации полезного досуга многодетной семьи и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- потребность участия в родительских клубах, чатах, сообществах.
Блок "Социально-правовые услуги и юридическая помощь"
Семьи с детьми указали на следующие потребности в социально-правовых услугах и юридической помощи:
- консультации по вопросам наследственного права, оформления пособий и выплат, помощь в составлении исковых заявлений в суд;
- помощь при рассмотрении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей и об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
- помощь в улучшении жилищных условий многодетной семье;
- помощь в назначении, перерасчете и взыскании пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по беременности и родам, безработице, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
- помощь по взысканию алиментов.
Блок "Социально-психологические услуги и психологическая помощь"
Наиболее значимыми социально-психологическими потребностями, указанными респондентами, являются:
- психологическая помощь при осуществлении ухода на дому за тяжелобольным;
- проведение психологической диагностики и обследования личности;
- услуги психологической коррекции;
- услуги социально-психологической коррекции поведения детей;
- услуги психологического характера в ситуации депрессии, апатии, тревожности мамы в связи с рождением ребенка, в том числе с особенностями развития;
- социально-психологические услуги, направленные на решение психологических проблем (стресс, неприятие и т.д.) в связи с изменением состава семьи (развод, смерть близких);
- потребность в преодолении психологических проблем в связи с трудностью взаимодействия с больным человеком, пожилым человеком, нуждающимся в долговременном уходе;
- потребность в преодолении психологических проблем, связанных с организацией процесса воспитания и обучения детей (конфликт в школе, отсутствие необходимой программы, проблемы с выбором дополнительного образования, текущая успеваемость ребенка и т.д.).
При организации в субъектах Российской Федерации эффективной системы поддержки семей с детьми, реализации мероприятий, направленных на профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшения условий и повышения качества жизни семей, значимую роль играет родительское просвещение, обеспечение повышения компетентности родителей (законных представителей) детей по вопросам, связанным, в том числе с воспитанием, образованием и социализацией детей.
Просветительская и консультационная работа с семьями лежат в основе региональных программ, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.
Информация о некоторых региональных программах, направленных на укрепление родительства и детско-родительских отношений, организацию работы с несовершеннолетними и (или) семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, размещена на сайте ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" по ссылке: https://frcopeca.ru/materials/reestr-programm/.
В качестве примера просветительской и консультационной работы с семьями можно привести, в частности, опыт бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям", которое реализует программу "Центр дистанционного консультирования и просвещения родителей "Факультет родительских наук". Работа с семьей проходит в дистанционном формате посредством телефонной связи, сервисов видеокоммуникаций. Родители получают возможность повысить свою родительскую компетентность, в том числе по вопросам детских страхов, трудностей обучения, безопасности, поведения в конфликтных ситуациях.
В отдельных субъектах Российской Федерации оказание поддержки семьям с детьми осуществляется через организацию клубной работы (Республика Башкортостан, Хабаровский край, Тамбовская, Ярославская области, другие).
В Ленинградской области внедрена технология социального обслуживания "Семейная диспетчерская", в рамках которой реализовано оказание поддержки семьям через клубную работу. Клуб поддержки семей является одной из форм коррекционной, просветительской и профилактической работы с родителями, способствует укреплению института семьи, семейных ценностей и традиций, созданию благоприятных условий для объединения родителей, мотивации родителей на совместную деятельность, укрепление семейных отношений, расширению кругозора знаний, правовой и педагогической компетентности родителей, повышению уровня родительской ответственности за безопасность и надлежащее воспитание и уход за ребенком в семье, содействует в поиске ресурсов поддержки в решении семейных проблем.
Кроме того, в субъектах Российской Федерации распространена практика создания видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений, психологические консультации средствами Общероссийского детского телефона доверия для детей и подростков 8-800-2000-122, региональных горячих линий, телефонов доверия для оказания поддержки детям и взрослым, находящимся в кризисном положении, трудной жизненной ситуации.
Также важным является информирование семей о существующих возможностях получения поддержки, об органах и организациях, включая НКО, оказывающих такую поддержку, о реализуемых программах, направленных на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений.
Информирование семей рекомендуется организовывать путем размещения соответствующей информации на стендах, официальных сайтах органов системы профилактики, распространения среди несовершеннолетних и родителей (законных представителей) несовершеннолетних информационных материалов (памятки, буклеты).
При организации в субъектах Российской Федерации системы оказания педагогической, психологической и юридической помощи семьям с детьми, деятельности, направленной на поддержку и укрепление родительства и детско-родительских отношений, предлагаем использовать следующие ресурсы.
- Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей "Растимдетей.рф" - информационная система оказания информационно-просветительской, методической и консультационной поддержки родителям (законным представителям) детей по вопросам их развития, воспитания, обучения и социализации, обеспечивающая взаимодействие родителей (законных представителей) с организациями, оказывающими услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (телефон единой "горячей линии" 8-800-444-22-32).
- Интернет-ресурс для родителей, на котором размещаются популярные просветительские материалы, социальная реклама, обучающий видеоконтент (https://dom-pod-zontom.ru/) - проект реализует Национальный институт защиты детства с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках проекта родители (законные представители) смогут не только найти полезные для себя материалы, но и при необходимости получить помощь специалистов.
- Информационный ресурс "Росподрос.ру" (https://rospodros.ru) - сайт является частью стратегической программы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка "Подростки России", которая направлена на всестороннее развитие системной работы с подростками. Ключевые задачи программы - консолидация практических знаний о подростках и формирование профессионального сообщества специалистов по подростковой работе, повышение уровня родительских компетенций по подростковой тематике, а также поддержка и развитие детских общественных объединений;
- Общероссийская горячая линия детского телефона доверия - 8 (800) 2000-122 - (круглосуточно) оказывается психологическая помощь детям, подросткам, родителям (законным представителям) и абонентам, находящимся в кризисном состоянии или кризисной ситуации;
- Детский телефон доверия ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет - 8-495-624-60-01 - (круглосуточно), оказывается психологическая помощь детям, подросткам, родителям (законным представителям) и абонентам, находящимся в кризисном состоянии или кризисной ситуации (по четвергам с 17:00 до 21:00 можно получить юридическую консультацию);
- Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф - 8 (800) 444-22-32 - (понедельник - пятница, с 9:00 до 21:00) оказывает психологическую помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми;
- Горячая линия кризисной психологической помощи 8 (800) 600-31-14 - (круглосуточно) - оказание экстренной помощи детям, подросткам родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей