II. Создание административно-управленческих, организационно-технических и информационно-методических условий внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей
Оптимальными условиями для внедрения типовой модели на территории субъекта Российской Федерации являются:
1) определение организации социального обслуживания - опорной площадки по оказанию социально-психологической поддержки несовершеннолетним беременным и матерям;
2) создание координирующего органа по внедрению модели (межведомственная рабочая группа) на базе опорной площадки, организация межведомственного взаимодействия участников социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей;
3) наличие достаточного ресурсного обеспечения социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, в том числе развитие социальной инфраструктуры, кадрового обеспечения;
4) организация информационно-методического сопровождения.
Рабочая группа создается на межведомственной основе для координации деятельности и рассмотрения вопросов, связанных с внедрением типовой модели. На заседаниях рабочей группы принимаются решения о планировании работы, распределении ответственности между участниками, принимаются решения относительно реализации программ социально-психологической поддержки. Рабочая группа осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств; проводит ежеквартальный мониторинг достигнутых результатов. Заседания рабочей группы проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Основной целью рабочей группы является обеспечение согласованности в действиях участников по оказанию социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям.
Грамотно организованная система межведомственного взаимодействия, а именно информационный обмен, разработка и четкое выполнение мероприятий программы социально-психологической поддержки, организация совместных мероприятий, лежат в основе совместной работы специалистов, нацеленной на результат. Несмотря на то, что каждый случай индивидуален и выход из кризиса у каждого свой, создание четкого алгоритма взаимодействия, определение роли каждого из участников позволит повысить качество работы.
Межведомственный подход, алгоритм межведомственного взаимодействия в рамках социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей может быть закреплен соглашением о сотрудничестве и взаимодействии или регламентом межведомственного взаимодействия (далее - документ о межведомственном взаимодействии).
Документ о межведомственном взаимодействии определяет:
1) механизм выявления несовершеннолетних матерей;
2) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного, при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг и (или) социального сопровождения;
3) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного, при разработке организацией, предоставляющей социальные услуги и организующей социальное сопровождение, программы социально-психологической поддержки;
4) порядок и формы взаимодействия по организации социально-психологической поддержки между специалистом, закрепленным за несовершенной матерью и специалистами организаций здравоохранения, образования и другими организациями, оказывающими поддержку;
5) подходы к проведению мониторинга и оценки результатов проводимой работы.
Оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям в решении имеющихся проблем и преодолении трудностей, в получении необходимых услуг и организации социального сопровождения осуществляется специалистами различной квалификации и профессиональной подготовки, каждый специалист - участник имеет свое профильное направление профессиональной деятельности.
специалист по социальной работе и психолог - закрепленные специалисты за каждой несовершеннолетней матерью (сотрудники организации социального обслуживания, в полномочия которой входит предоставления такого рода услуг);
врач гинеколог перинатального центра, наблюдающий за развитием ребенка у несовершеннолетней;
юрист и социальный педагог, привлекаемые к решению проблем несовершеннолетней матери и оказанию консультативной помощи;
психиатр, невропатолог, акушер-гинеколог, неонатолог, специалист по грудному вскармливанию и другие специалисты привлекаются для оказания полноценной помощи матери и ребенку, проведения консультаций и оказания услуг узких специалистов.
Помимо соответствующего профильного образования специалисты, оказывающие социально-психологическую поддержку несовершеннолетним матерям, должны обладать опытом и навыками, необходимыми для оказания квалифицированной помощи как несовершеннолетней матери, так и ее ребенку, семье, разбираться в специфике работы с целевой группой, включая социально-экономические, национальные, культурные и гендерные аспекты.
Кадровое обеспечение, организация обучения специалистов, повышение квалификации входят в число основных условий внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей.
В процессе внедрения модели повышение профессиональных компетенций специалистов в вопросах оказания социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, включая воспитанниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, предусматривается на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда.
К работе с целевой группой возможно привлечение добровольцев, это могут быть студенты медицинских и педагогических образовательных организаций, а также "серебряные волонтеры".
Подготовка добровольцев для работы с несовершеннолетними матерями осуществляется путем организации психологических тренингов, лекционных и практических занятий по изучению специфики работы с целевой группой, развитию коммуникативных навыков, освоению технологий работы, изучению психологических особенностей взаимоотношений в семье и других вопросов.
Перспективным направлением является развитие наставничества в отношении несовершеннолетних матерей с детьми (работа пар "молодая мама - наставник"). Наставники активно помогают несовершеннолетним матерям в кратковременном присмотре за детьми, покупке продуктов, оказывают помощь в посещении детской поликлиники, совместно посещают мероприятия, тренинги, практикумы, оказывают содействие в оформлении документов и получении мер социальной поддержки.
Еще одним важным условием внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей является развитие социальной инфраструктуры.
Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних матерей обеспечивается уполномоченными органами, организациями и специалистами, участвующими в предоставлении социальных и иных услуг, а также услуг, не относящихся к социальным услугам (социальное сопровождение).
К оказанию поддержки несовершеннолетним матерям могут привлекаться негосударственные поставщики социальных услуг.
Развитие инфраструктуры организаций, обеспечивающих оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, осуществляется при поддержке региональных органов исполнительной власти путем решения следующих задач.
1) Создание условий для временного проживания несовершеннолетних матерей в период беременности и после рождения новорожденного с предоставлением комплекса социальных услуг и организации социального сопровождения в рамках программы социально-психологической поддержки.
Практика работы показала, что временное проживание несовершеннолетних матерей может быть организовано как на базе действующих учреждений и организаций, так и на арендуемых площадях.
Несовершеннолетние матери, принявшие решение заселиться в квартиру, проходят собеседование, затем заключается социальный контракт (договор).
2) Создание условий для оказания социальных услуг в полустационарной форме.
В целях повышения эффективности работы с несовершеннолетними матерями создаются условия для групповой работы и индивидуальных консультаций.
3) Организация пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденного ребенка. Работа пунктов проката позволяет оказать своевременную адресную помощь несовершеннолетним матерям с детьми.
4) Обеспечение информирования несовершеннолетних матерей, их родителей (законных представителей) о возможностях получения социально-психологической поддержки.
Кроме вышеуказанных задач, реализуются иные, обеспечивающие реализацию востребованных целевой группой мероприятий и видов поддержки.
В целях обеспечения эффективного управления процессом внедрения модели на территории субъекта Российской Федерации принимается ряд нормативных правовых и распорядительных документов, разрабатывается социальная карта с указанием организаций, занимающихся проблемами семей с детьми, в том числе раннего материнства, определяются зоны ответственности специалистов различных ведомств в реализации программ социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей.
В целях внедрения модели разрабатываются соглашения о сотрудничестве с администрацией муниципального образования, организациями здравоохранения и образования, Порядки, регламентирующие отдельные виды деятельности, Положения о различных отделениях и службах, принимающих участие в социально-психологической поддержке несовершеннолетних матерей, и другое.
Для обеспечения деятельности на базе организации структурного подразделения, обеспечивающего оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, разрабатываются и утверждаются приказами руководителя организации: Положение о социальной гостинице, Положение о службе социального сопровождения семей с детьми, Положение о службе скорой психологической помощи, Положение о пункте проката и другие документы.
В целях регламентации отдельных видов деятельности разрабатываются и утверждаются приказом директора учреждения: Порядок приема, обеспечения временного проживания (приюта) и отчисления беременных, матерей с новорожденными детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, Порядок осуществления социального сопровождения семей с детьми, принимаются другие нормативные акты.
Для организации работы и оценки результатов используются следующие документы: заявление, договор о предоставлении социальных услуг и (или) организации социального сопровождения, индивидуальная программа предоставления социальных услуг и организации социального сопровождения, программа социально-психологической поддержки, отчетная документация специалистов.
Более подробно информация о перечнях документов, используемых на разных этапах социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, представлена в п. VII "Основные этапы социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей" модели.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей