II. Создание административно-управленческих, организационно-технических и информационно-методических условий внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей

Оптимальными условиями для внедрения типовой модели на территории субъекта Российской Федерации являются:

1) определение организации социального обслуживания - опорной площадки по оказанию социально-психологической поддержки несовершеннолетним беременным и матерям;

2) создание координирующего органа по внедрению модели (межведомственная рабочая группа) на базе опорной площадки, организация межведомственного взаимодействия участников социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей;

3) наличие достаточного ресурсного обеспечения социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, в том числе развитие социальной инфраструктуры, кадрового обеспечения;

4) организация информационно-методического сопровождения.

Рабочая группа создается на межведомственной основе для координации деятельности и рассмотрения вопросов, связанных с внедрением типовой модели. На заседаниях рабочей группы принимаются решения о планировании работы, распределении ответственности между участниками, принимаются решения относительно реализации программ социально-психологической поддержки. Рабочая группа осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств; проводит ежеквартальный мониторинг достигнутых результатов. Заседания рабочей группы проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Основной целью рабочей группы является обеспечение согласованности в действиях участников по оказанию социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям.

Грамотно организованная система межведомственного взаимодействия, а именно информационный обмен, разработка и четкое выполнение мероприятий программы социально-психологической поддержки, организация совместных мероприятий, лежат в основе совместной работы специалистов, нацеленной на результат. Несмотря на то, что каждый случай индивидуален и выход из кризиса у каждого свой, создание четкого алгоритма взаимодействия, определение роли каждого из участников позволит повысить качество работы.

Межведомственный подход, алгоритм межведомственного взаимодействия в рамках социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей может быть закреплен соглашением о сотрудничестве и взаимодействии или регламентом межведомственного взаимодействия (далее - документ о межведомственном взаимодействии).

Документ о межведомственном взаимодействии определяет:

1) механизм выявления несовершеннолетних матерей;

2) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного, при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг и (или) социального сопровождения;

3) порядок и формы взаимодействия, в том числе информационного, при разработке организацией, предоставляющей социальные услуги и организующей социальное сопровождение, программы социально-психологической поддержки;

4) порядок и формы взаимодействия по организации социально-психологической поддержки между специалистом, закрепленным за несовершенной матерью и специалистами организаций здравоохранения, образования и другими организациями, оказывающими поддержку;

5) подходы к проведению мониторинга и оценки результатов проводимой работы.

Оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям в решении имеющихся проблем и преодолении трудностей, в получении необходимых услуг и организации социального сопровождения осуществляется специалистами различной квалификации и профессиональной подготовки, каждый специалист - участник имеет свое профильное направление профессиональной деятельности.

В этой работе участвуют:

специалист по социальной работе и психолог - закрепленные специалисты за каждой несовершеннолетней матерью (сотрудники организации социального обслуживания, в полномочия которой входит предоставления такого рода услуг);

врач гинеколог перинатального центра, наблюдающий за развитием ребенка у несовершеннолетней;

юрист и социальный педагог, привлекаемые к решению проблем несовершеннолетней матери и оказанию консультативной помощи;

психиатр, невропатолог, акушер-гинеколог, неонатолог, специалист по грудному вскармливанию и другие специалисты привлекаются для оказания полноценной помощи матери и ребенку, проведения консультаций и оказания услуг узких специалистов.

Помимо соответствующего профильного образования специалисты, оказывающие социально-психологическую поддержку несовершеннолетним матерям, должны обладать опытом и навыками, необходимыми для оказания квалифицированной помощи как несовершеннолетней матери, так и ее ребенку, семье, разбираться в специфике работы с целевой группой, включая социально-экономические, национальные, культурные и гендерные аспекты.

Кадровое обеспечение, организация обучения специалистов, повышение квалификации входят в число основных условий внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей.

В процессе внедрения модели повышение профессиональных компетенций специалистов в вопросах оказания социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, включая воспитанниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, предусматривается на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда.

К работе с целевой группой возможно привлечение добровольцев, это могут быть студенты медицинских и педагогических образовательных организаций, а также "серебряные волонтеры".

Подготовка добровольцев для работы с несовершеннолетними матерями осуществляется путем организации психологических тренингов, лекционных и практических занятий по изучению специфики работы с целевой группой, развитию коммуникативных навыков, освоению технологий работы, изучению психологических особенностей взаимоотношений в семье и других вопросов.

Перспективным направлением является развитие наставничества в отношении несовершеннолетних матерей с детьми (работа пар "молодая мама - наставник"). Наставники активно помогают несовершеннолетним матерям в кратковременном присмотре за детьми, покупке продуктов, оказывают помощь в посещении детской поликлиники, совместно посещают мероприятия, тренинги, практикумы, оказывают содействие в оформлении документов и получении мер социальной поддержки.

Еще одним важным условием внедрения модели социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей является развитие социальной инфраструктуры.

Социально-психологическая поддержка несовершеннолетних матерей обеспечивается уполномоченными органами, организациями и специалистами, участвующими в предоставлении социальных и иных услуг, а также услуг, не относящихся к социальным услугам (социальное сопровождение).

К оказанию поддержки несовершеннолетним матерям могут привлекаться негосударственные поставщики социальных услуг.

Развитие инфраструктуры организаций, обеспечивающих оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, осуществляется при поддержке региональных органов исполнительной власти путем решения следующих задач.

1) Создание условий для временного проживания несовершеннолетних матерей в период беременности и после рождения новорожденного с предоставлением комплекса социальных услуг и организации социального сопровождения в рамках программы социально-психологической поддержки.

Практика работы показала, что временное проживание несовершеннолетних матерей может быть организовано как на базе действующих учреждений и организаций, так и на арендуемых площадях.

Несовершеннолетние матери, принявшие решение заселиться в квартиру, проходят собеседование, затем заключается социальный контракт (договор).

2) Создание условий для оказания социальных услуг в полустационарной форме.

В целях повышения эффективности работы с несовершеннолетними матерями создаются условия для групповой работы и индивидуальных консультаций.

3) Организация пунктов проката предметов первой необходимости для новорожденного ребенка. Работа пунктов проката позволяет оказать своевременную адресную помощь несовершеннолетним матерям с детьми.

4) Обеспечение информирования несовершеннолетних матерей, их родителей (законных представителей) о возможностях получения социально-психологической поддержки.

Кроме вышеуказанных задач, реализуются иные, обеспечивающие реализацию востребованных целевой группой мероприятий и видов поддержки.

В целях обеспечения эффективного управления процессом внедрения модели на территории субъекта Российской Федерации принимается ряд нормативных правовых и распорядительных документов, разрабатывается социальная карта с указанием организаций, занимающихся проблемами семей с детьми, в том числе раннего материнства, определяются зоны ответственности специалистов различных ведомств в реализации программ социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей.

В целях внедрения модели разрабатываются соглашения о сотрудничестве с администрацией муниципального образования, организациями здравоохранения и образования, Порядки, регламентирующие отдельные виды деятельности, Положения о различных отделениях и службах, принимающих участие в социально-психологической поддержке несовершеннолетних матерей, и другое.

Для обеспечения деятельности на базе организации структурного подразделения, обеспечивающего оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, разрабатываются и утверждаются приказами руководителя организации: Положение о социальной гостинице, Положение о службе социального сопровождения семей с детьми, Положение о службе скорой психологической помощи, Положение о пункте проката и другие документы.

В целях регламентации отдельных видов деятельности разрабатываются и утверждаются приказом директора учреждения: Порядок приема, обеспечения временного проживания (приюта) и отчисления беременных, матерей с новорожденными детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, Порядок осуществления социального сопровождения семей с детьми, принимаются другие нормативные акты.

Для организации работы и оценки результатов используются следующие документы: заявление, договор о предоставлении социальных услуг и (или) организации социального сопровождения, индивидуальная программа предоставления социальных услуг и организации социального сопровождения, программа социально-психологической поддержки, отчетная документация специалистов.

Более подробно информация о перечнях документов, используемых на разных этапах социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, представлена в п. VII "Основные этапы социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей" модели.