Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕДРЕНИЮ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ, ВКЛЮЧАЯ ВОСПИТАННИЦ

ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОМОЩИ

И ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА, В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема ранней беременности и материнства несовершеннолетних, являясь одной из причин социального сиротства в Российской Федерации, требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества особого внимания. Актуальность обращения к данной проблематике связана с необходимостью усовершенствования мер для улучшения положения несовершеннолетних матерей и защиты их прав.

По сведениям Федеральной службы государственной статистики ежегодно каждый десятый новорожденный ребенок в России появляется на свет у матери моложе 15 лет, чаще всего вне юридического брака. Коэффициент рождаемости у 15 - 19-летних наших современниц в 2,5 раза выше, чем тридцать лет назад. Каждый год в России фиксируют 4 - 4,5 тысячи рожениц, не достигших 15 лет, 9 тысяч - 16 летних мам, и более 30 тысяч 17-летних.

В 2019 году у несовершеннолетних девушек от 12 до 18 лет родилось 11 тысяч 247 детей, из них 10 тысяч 508 - первые дети, 682 - вторые, 45 - третьи, 2 - четвертые и 1 - пятый.

В 2020 - 21 гг., на 1000 родов 14,6 приходилось на беременных девушек в возрасте до 18 лет.

В Конвенции ООН о правах ребенка закрепляется преимущество интересов и благосостояния несовершеннолетних во всех сферах общества. Конституция РФ (п. 1 ст. 38) гарантирует, что "материнство и детство, семья находится под защитой государства".

Однако на данный момент в законодательной и научной практике не существует однозначной трактовки понятия "несовершеннолетняя мать".

Раннее материнство как социальная проблема была отмечена в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. В последние годы вопросы оказания социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям, в том числе воспитанницам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся все более актуальными.

Различные факторы (изменение нравственных идеалов, отсутствие контрацептивной культуры, незначительное количество специальных социально-психологических и медицинских служб, отсутствие программ полового воспитания для подростков, семейное неблагополучие и недостаток внимания со стороны родителей, низкая подготовленность педагогов к профилактике раннего материнства и отцовства, другое) влияют на причины возникновения ранних сексуальных контактов, и как следствие - раннего материнства.

Распространенными результатами незапланированной беременности у несовершеннолетних являются аборты, отказы от детей в родильных домах, раннее материнство и увеличение числа одиноких матерей, нежеланные ранние браки.

Физиологическая и психологическая неготовность несовершеннолетней матери к вынашиванию ребенка сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождением недоношенных, больных и травмированных младенцев. Несформированный организм несовершеннолетней беременной испытывает большую физическую и эмоциональную нагрузку.

Одной из ключевых проблем несовершеннолетних матерей является их психологическая незрелость, функциональная неготовность к семейной жизни и эффективному материнству, несформированность родительских позиций и материнских установок. Несовершеннолетние мамы в преддверии рождения ребенка оказываются неосведомленными об элементарных особенностях развития малыша, не понимают своей функции в уходе за ребенком и общении с ним, что является основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли. Неопытность и недостаточность знаний по уходу за ребенком, недовольство своей жизнью, отсутствие материнского чувства отражается на здоровье новорожденного, а в некоторых случаях приводит к отказу от заботы о малыше и как следствие принятию решения об отказе от ребенка.

Травмирующим моментом является непринятие родственниками как ситуации с беременностью в целом, так и несовершеннолетней мамы с ребенком, в частности. Отсутствие поддержки со стороны ближайшего окружения, неготовность отца будущего ребенка оказывать помощь молодой матери как материальной, так и моральной, приводит к одинокому материнству.

Раннее материнство воспринимается обществом как чрезвычайная ситуация, девиация. Нарушение психологического состояния несовершеннолетней уже на первом этапе беременности (осознания и принятия своего положения), связано с неприкрытым осуждением обществом ее положения. Страх порицания со стороны родителей и невозможность до конца осознать всю ответственность, произошедшего, как следствие - неуверенность в принятии правильного решения, снижение активной жизненной позиции. Рождение ребенка несовершеннолетние беременные и их ближайшее окружение связывают с невозможностью получения полноценного образования, профессионального и культурного развития, потерей социального статуса.

В силу психологических особенностей своего возраста, непросвещенности в вопросах взаимоотношений с социальным окружением, ограниченности индивидуальных и социальных возможностей несовершеннолетние матери оказываются незащищенными перед возникающими проблемами, как в социальном, так и юридическом плане и нуждаются в дополнительной поддержке. Возникает необходимость повышения уровня их информированности об организациях и службах, оказывающих помощь несовершеннолетним матерям, о предоставляемых услугах и мерах поддержки, в том числе по правовым вопросам, вопросам воспитания и ухода за новорожденным и т.д.

Типовая модель социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, включая воспитанниц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - модель) подготовлена в целях выработки единых подходов к организации такой поддержки в субъектах Российской Федерации и создания условий для повышения качества жизни несовершеннолетних матерей.

Моделируя процесс социально-психологической поддержки, необходимо опираться на следующие концептуальные положения.

Несовершеннолетние матери являются не только и не столько объектами социально-педагогического и психологического воздействия в процессе коррекционно-развивающей работы, они в первую очередь - активные субъекты взаимодействия с родителями (законными представителями), специалистами по работе с семьей, специалистами по социальной работе, врачами, учителями, психологами в ходе реализации индивидуальной программы социальной реабилитации. Реальные изменения в характере и поведении несовершеннолетних возможны только при наличии у них желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию. Процесс социально-психологической поддержки будет иметь положительную динамику только в случае сформированной мотивации несовершеннолетних матерей на принятие возникшей ситуации, изменение и раннее взросление.

В процессе реализации мероприятий программы социально-психологической поддержки необходимо уделять внимание влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию несовершеннолетних, нельзя изолировать несовершеннолетних матерей от внешнего мира.

Модель предусматривает решение следующих задач:

1. Формирование безопасной поддерживающей социальной среды через организацию работы с родителями (законными представителями) и ближайшим окружением, направленной на сохранение и восстановление родственных связей, устранение факторов риска.

2. Развитие механизмов социально-психологической поддержки путем расширения социальных услуг и организации социального сопровождения (в период беременности и после рождения ребенка) с использованием эффективных технологий и практик работы, включая дистанционные; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей адресность, полноту и эффективность социально-психологической поддержки.

3. Формирование у несовершеннолетних матерей положительных жизненных ориентиров на материнство, семейные ценности и осознанное родительство, профилактика отказов от детей.

4. Совершенствование информационно-просветительской работы в отношении несовершеннолетних матерей и их ближайшего окружения с использованием различных информационных ресурсов, включая Детский телефон доверия.

5. Создание условий для развития личностного потенциала несовершеннолетних матерей, в том числе формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних в период беременности и после появления новорожденного, оказание им содействия в защите законных прав и интересов, получении образования и дальнейшем трудоустройстве.

6. Повышение профессиональных компетенций специалистов в вопросах оказания социально-психологической поддержки несовершеннолетним матерям в регионе.

Настоящие методические рекомендации определяют условия для организации социально-психологической поддержки несовершеннолетних матерей, а также содержат рекомендации по ее внедрению в субъектах Российской Федерации.