2.5. Эффективные практики, применимые при организации социального сопровождения семей с детьми в рамках работы семейных МФЦ
В настоящее время с учетом направлений деятельности Семейного МФЦ для стандартизации выбраны практики, технологии и социальные сервисы, доказавшие свою эффективность при организации социального сопровождения семей с детьми на территории субъектов Российской Федерации, ставшими участниками пилотного проекта по созданию СМФЦ.
Обзор эффективных практик, технологий и социальных сервисов представлен в приложении N 4.
В рамках отделения первичного приема семей с детьми Семейного МФЦ применима такая эффективная практика как "Семейная диспетчерская" и социальный сервис "Кабинет диагностики и консультирования". Особенностью их применения можно является, то, что они обеспечивают "точки входа" семей в Семейный МФЦ, выявление с учетом потребностей запросов семьи на предоставление социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению, организация консультирования по конкретным жизненным ситуациям, в том числе с применением телекоммуникационных и других дистанционных технологий.
Применение технологии "Оценка рисков семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и возможностей членов семьи в его преодолении" определяет потребности семьи и ресурсы для решения конкретных жизненных ситуаций. На основе оценки разрабатываются рекомендации для определения дальнейшего маршрута семьи, самостоятельного либо в сопровождении помогающих специалистов.
Данные подходы универсальны и применимы к различным жизненным ситуациям и степени риска семейного неблагополучия, различается только методический инструментарий, применяемый специалистами в каждом конкретном случае.
В рамках отделения экстренной психологической помощи Семейного МФЦ и экстренного реагирования в большей степени востребованы такие эффективные практики как "Выездная мобильная бригада", "Служба кризисной помощи". Применение данных практик обеспечивает предоставление экстренной психологической и иных видов помощи для своевременной оперативной стабилизации ситуации в семье, которая может привести к детскому/семейному неблагополучию, риску помещения ребенка в государственное учреждение.
Технологии "Онлайн-приемная оказания психологической помощи", "Детский телефон доверия" позволяют обеспечить доступ получателей к экстренной психологической помощи, в том числе круглосуточно.
Социальный сервис "Специализированная комната (помещение, дружественное детям: комната ожидания и комната опроса)" специфичен и может быть элементом комплексной системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.
В рамках внедрения таких форм работы специалистами формируются обеспечивающие вариативность консультативных услуг диагностические кейсы с набором экспресс-методик для оперативной оценки ситуации в семье и определения их дальнейшей маршрутизации.
В рамках отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения Семейного МФЦ применяется наибольшее число разнообразных практик, технологий и социальных сервисов.
С учетом широко разнообразия применяемых эффективных практик, технологий и социальных сервисов можно применить типизацию на основе анализа их специфики и содержания.
Говоря об эффективных практиках, стоит отметить вариативность моделей сопровождения семей с детьми, находящихся в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время описаны и получили широкое распространение модели сопровождения: беременных женщин и женщин с детьми, испытывающих трудности в социальной адаптации в условиях стационарного и полустационарного обслуживания; несовершеннолетних матерей, замещающих семей в рамках подготовки воспитанников к взрослой жизни; несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; несовершеннолетних, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, с обеспечением временного размещения; семей с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения; семей с низким уровнем дохода; семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ОВЗ; семей с обеспечением временного размещения несовершеннолетнего.
Преимущество таких практик в универсальности и систематизации процесса. Модели в зависимости от потребностей целевых групп и ресурсов организаций отличаются вариативностью применяемых диагностических кейсов, технологий работы.
Большое распространение получили социальные сервисы для проведения реабилитационной работы с различными категориями получателей, организации их развивающей досуговой занятости. Их преимуществом является вовлечение детей и членов их семей в активную деятельность, обеспечивающую выход семьи на качественно новый уровень жизни, решение их жизненных ситуаций. Можно выделить такие сервисы как:
площадка развивающей досуговой деятельности, предусматривающая организацию полезной занятости несовершеннолетних; площадка для организации проактивной деятельности родителей и детей (профориентационные зоны, профи-парки, площадки по сопровождению незанятых трудовой деятельностью членов семей, открытые площадки для организации самозанятости членов семей, уличные спортивные площадки, студии детского телевидения, кабинеты виртуальной реальности);
интегративная площадка развивающей досуговой занятости (тренажерные залы, локации для занятий творчеством, полезным досугом и др.);
группы дневного пребывания детей на период их занятости; группы кратковременного и дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
Еще один блок представлен практиками, реализуемыми на базе оборудованных специализированных кабинетов. На базе таких кабинетов организована углубленная работа узких специалистов для преодоления последствий негативных событий, произошедших в жизни детей, членов их семей. Можно выделить:
реабилитационные площадки для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, и родителей, их воспитывающих;
кабинет для коррекции психоэмоционального состояния детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, несовершеннолетних, проявляющих агрессивные формы поведения осуществляют профилактику аддиктивных форм поведения у несовершеннолетних, выявление и коррекцию проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и др.
Широко представлены практики по поддержке родителей в различных жизненных ситуациях. Данные практики вариативны по жизненным ситуациям и обеспечивают доступность профессиональной психолого-педагогической помощи членам семей в разных форматах (очно/онлайн) и формах оказания услуг: консультирование, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, лектории, мастер-классы.
Особое место занимают практики, технологи и социальные сервисы по поддержке семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (служба ранней помощи, служба "Микрореабилитационный центр", группы кратковременного и дневного пребывания, служба реабилитации на дому, центр дневного обучения для детей с особенностями здоровья пункт проката развивающего и реабилитационного оборудования). Особенностью таких практик является то, что они обеспечивают преемственность и непрерывность абилитационного и реабилитационного процесса детей целевой группы.
В рамках информационно-методического отделения Семейного МФЦ для семей с детьми применимы такие практики как:
- электронная социальная платформа с размещением информация для целевых групп;
- дистанционный электронный сервис, обеспечивающий организацию полезной развивающей деятельности и занятости детей;
- банк эффективных социальных практик по оказанию социальных услуг семьям с детьми и организации социального сопровождения;
- практика комплексного сбора данных, сочетающих количественные и качественные методы исследования;
- практика профессионального сопровождения специалистов, предоставляющих социальные услуги семьям с детьми.
Данные практики обеспечивают разъяснительную, просветительскую, аналитическую деятельность не только с целевыми группами, но и специалистами, предоставляющими услуги семьям с детьми. Таким образом, обеспечивается сетевое информационно-методическое взаимодействие участников, что дает возможность реализовать эффективные социальные практики, предупреждая и минимизируя негативные последствия, возникающие на разных этапах внедрения. Система взаимосвязанных действий в рамках практик способствует достижению запланированных позитивных изменений в жизни семей, формированию живой модели профессиональных компетенций специалистов в безрисковой среде.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей