2.5. Эффективные практики, применимые при организации социального сопровождения семей с детьми в рамках работы семейных МФЦ

В настоящее время с учетом направлений деятельности Семейного МФЦ для стандартизации выбраны практики, технологии и социальные сервисы, доказавшие свою эффективность при организации социального сопровождения семей с детьми на территории субъектов Российской Федерации, ставшими участниками пилотного проекта по созданию СМФЦ.

Обзор эффективных практик, технологий и социальных сервисов представлен в приложении N 4.

В рамках отделения первичного приема семей с детьми Семейного МФЦ применима такая эффективная практика как "Семейная диспетчерская" и социальный сервис "Кабинет диагностики и консультирования". Особенностью их применения можно является, то, что они обеспечивают "точки входа" семей в Семейный МФЦ, выявление с учетом потребностей запросов семьи на предоставление социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению, организация консультирования по конкретным жизненным ситуациям, в том числе с применением телекоммуникационных и других дистанционных технологий.

Применение технологии "Оценка рисков семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации и возможностей членов семьи в его преодолении" определяет потребности семьи и ресурсы для решения конкретных жизненных ситуаций. На основе оценки разрабатываются рекомендации для определения дальнейшего маршрута семьи, самостоятельного либо в сопровождении помогающих специалистов.

Данные подходы универсальны и применимы к различным жизненным ситуациям и степени риска семейного неблагополучия, различается только методический инструментарий, применяемый специалистами в каждом конкретном случае.

В рамках отделения экстренной психологической помощи Семейного МФЦ и экстренного реагирования в большей степени востребованы такие эффективные практики как "Выездная мобильная бригада", "Служба кризисной помощи". Применение данных практик обеспечивает предоставление экстренной психологической и иных видов помощи для своевременной оперативной стабилизации ситуации в семье, которая может привести к детскому/семейному неблагополучию, риску помещения ребенка в государственное учреждение.

Технологии "Онлайн-приемная оказания психологической помощи", "Детский телефон доверия" позволяют обеспечить доступ получателей к экстренной психологической помощи, в том числе круглосуточно.

Социальный сервис "Специализированная комната (помещение, дружественное детям: комната ожидания и комната опроса)" специфичен и может быть элементом комплексной системы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств.

В рамках внедрения таких форм работы специалистами формируются обеспечивающие вариативность консультативных услуг диагностические кейсы с набором экспресс-методик для оперативной оценки ситуации в семье и определения их дальнейшей маршрутизации.

В рамках отделения оказания социальных услуг и социального сопровождения Семейного МФЦ применяется наибольшее число разнообразных практик, технологий и социальных сервисов.

С учетом широко разнообразия применяемых эффективных практик, технологий и социальных сервисов можно применить типизацию на основе анализа их специфики и содержания.

Говоря об эффективных практиках, стоит отметить вариативность моделей сопровождения семей с детьми, находящихся в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время описаны и получили широкое распространение модели сопровождения: беременных женщин и женщин с детьми, испытывающих трудности в социальной адаптации в условиях стационарного и полустационарного обслуживания; несовершеннолетних матерей, замещающих семей в рамках подготовки воспитанников к взрослой жизни; несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; несовершеннолетних, страдающих наркотической или алкогольной зависимостью, с обеспечением временного размещения; семей с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения; семей с низким уровнем дохода; семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ОВЗ; семей с обеспечением временного размещения несовершеннолетнего.

Преимущество таких практик в универсальности и систематизации процесса. Модели в зависимости от потребностей целевых групп и ресурсов организаций отличаются вариативностью применяемых диагностических кейсов, технологий работы.

Большое распространение получили социальные сервисы для проведения реабилитационной работы с различными категориями получателей, организации их развивающей досуговой занятости. Их преимуществом является вовлечение детей и членов их семей в активную деятельность, обеспечивающую выход семьи на качественно новый уровень жизни, решение их жизненных ситуаций. Можно выделить такие сервисы как:

площадка развивающей досуговой деятельности, предусматривающая организацию полезной занятости несовершеннолетних; площадка для организации проактивной деятельности родителей и детей (профориентационные зоны, профи-парки, площадки по сопровождению незанятых трудовой деятельностью членов семей, открытые площадки для организации самозанятости членов семей, уличные спортивные площадки, студии детского телевидения, кабинеты виртуальной реальности);

интегративная площадка развивающей досуговой занятости (тренажерные залы, локации для занятий творчеством, полезным досугом и др.);

группы дневного пребывания детей на период их занятости; группы кратковременного и дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.

Еще один блок представлен практиками, реализуемыми на базе оборудованных специализированных кабинетов. На базе таких кабинетов организована углубленная работа узких специалистов для преодоления последствий негативных событий, произошедших в жизни детей, членов их семей. Можно выделить:

реабилитационные площадки для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, и родителей, их воспитывающих;

кабинет для коррекции психоэмоционального состояния детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, несовершеннолетних, проявляющих агрессивные формы поведения осуществляют профилактику аддиктивных форм поведения у несовершеннолетних, выявление и коррекцию проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и др.

Широко представлены практики по поддержке родителей в различных жизненных ситуациях. Данные практики вариативны по жизненным ситуациям и обеспечивают доступность профессиональной психолого-педагогической помощи членам семей в разных форматах (очно/онлайн) и формах оказания услуг: консультирование, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, лектории, мастер-классы.

Особое место занимают практики, технологи и социальные сервисы по поддержке семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (служба ранней помощи, служба "Микрореабилитационный центр", группы кратковременного и дневного пребывания, служба реабилитации на дому, центр дневного обучения для детей с особенностями здоровья пункт проката развивающего и реабилитационного оборудования). Особенностью таких практик является то, что они обеспечивают преемственность и непрерывность абилитационного и реабилитационного процесса детей целевой группы.

В рамках информационно-методического отделения Семейного МФЦ для семей с детьми применимы такие практики как:

- электронная социальная платформа с размещением информация для целевых групп;

- дистанционный электронный сервис, обеспечивающий организацию полезной развивающей деятельности и занятости детей;

- банк эффективных социальных практик по оказанию социальных услуг семьям с детьми и организации социального сопровождения;

- практика комплексного сбора данных, сочетающих количественные и качественные методы исследования;

- практика профессионального сопровождения специалистов, предоставляющих социальные услуги семьям с детьми.

Данные практики обеспечивают разъяснительную, просветительскую, аналитическую деятельность не только с целевыми группами, но и специалистами, предоставляющими услуги семьям с детьми. Таким образом, обеспечивается сетевое информационно-методическое взаимодействие участников, что дает возможность реализовать эффективные социальные практики, предупреждая и минимизируя негативные последствия, возникающие на разных этапах внедрения. Система взаимосвязанных действий в рамках практик способствует достижению запланированных позитивных изменений в жизни семей, формированию живой модели профессиональных компетенций специалистов в безрисковой среде.