Срок действия документа ограничен 1 января 2026 года.

III. ОПЛАТА ТРУДА

3.1. Министерство и Профсоюз договорились:

3.1.1. Обмениваться результатами мониторинга систем оплаты труда, включая размеры заработной платы работников, соотношение постоянной и переменной части в структуре заработной платы, соотношения в оплате труда руководителей, специалистов и других работников.

3.1.2. Подготавливать предложения по совершенствованию систем оплаты труда, показателей и критериев оценки качества работы работников подведомственных организаций для определения размера стимулирующих выплат по:

- повышению уровня оплаты труда работников подведомственных организаций, в том числе индексации заработной платы с учетом уровня инфляции;

- установлению размеров окладов (должностных окладов) по всем категориям работников;

- поддержанию достигнутых в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) и поручений Правительства Российской Федерации целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников подведомственных организаций;

- обеспечению проведения индексации размеров заработной платы категорий работников подведомственных организаций, не поименованных в Указе N 597;

- подготовке предложений к системам оплаты труда работников, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, в целях их утверждения Правительством Российской Федерации.

3.1.3. При регулировании вопросов оплаты труда работников, Министерство и Профсоюз исходят из того, что системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права с учетом:

- Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";

- примерных положений об оплате труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых Министерством;

- Положения об оплате труда работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Министерству, по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", утвержденного приказом Минздрава России от 31 октября 2014 г. N 696н;

- Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;

- мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, предусмотренных законодательством.

3.1.4. При регулировании вопросов оплаты труда принимаются во внимание правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П, от 16 декабря 2019 г. N 40-П и иные.

3.2. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям:

3.2.1. При заключении коллективных и трудовых договоров, заключаемых в подведомственных организациях, работники и работодатели которых предоставили соответствующие полномочия сторонам Соглашения, не ограничивать или не снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленных трудовым законодательством Российской Федерации и Соглашением.

3.2.2. С целью поддержки молодых специалистов, указанных в пункте 8.1 Соглашения, предусматривать в положениях об оплате труда механизмы стимулирования их труда.

3.2.3. Информировать работников об источниках и размерах фондов оплаты труда, структуре заработной платы, размерах средних заработных плат, должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, премиальных выплатах по категориям работников.

3.2.4. Производить выплаты работникам при соблюдении условия, что его месячная заработная плата, за полностью отработанную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) в этот период, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии со статьей 133 ТК РФ.

3.2.5. Производить оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, не менее 20% (процентов) часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время; медицинским работникам - в размере не менее 50% (процентов); медицинским работникам, осуществляющим оказание экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, - не менее 100% (процентов) часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (но не ниже установленных размеров) устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

3.2.6. Производить оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Устанавливать оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, дифференцированно в зависимости от степени вредности по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ, в следующих размерах (в % от должностного оклада):

- по подклассу 3.1 - не менее 4%;

- по подклассу 3.2 - не менее 6%;

- по подклассу 3.3 - не менее 8%;

- по подклассу 3.4 - не менее 10%;

- по классу 4 - не менее 12%.

Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения и улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.

Размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть снижены по сравнению с размерами, установленными в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения специальной оценки условий труда.

3.2.7. Формировать размеры окладов (должностных окладов) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп не ниже минимального размера оплаты труда для трудоспособного населения, установленного в Российской Федерации.

3.3. Работодатели с участием выборного органа первичной профсоюзной организации с соблюдением порядка, предусмотренного статьями 371, 372 ТК РФ:

3.3.1. Разрабатывают Положение об оплате труда работников, которое может являться приложением к коллективному договору, и вносят изменения в локальные нормативные акты, в части оплаты труда.

3.3.2. Предусматривают в Положении об оплате труда работников регулирование вопросов оплаты труда с учетом:

- обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущения какой-либо дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;

- формирования месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, имея в виду, что для медицинских работников нормой рабочего времени и нормами труда является установленная им норма часов работы за ставку заработной платы, составляющая 24, 30, 33, 36 или 39 часов в неделю;

- обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55% без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях;

- обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

3.4. Работодатели обеспечивают:

3.4.1. Дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работу различной сложности, количества и качества затраченного труда.

3.4.2. Оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда подведомственной организации - не более 40%.

3.4.3. Установление при изменении условий оплаты труда заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не менее заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

3.4.4. Установление фиксированного размера оклада (должностного оклада) работнику за выполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности, квалификации за установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре с работником.

3.4.5. Установление выплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3.4.6. Определение размеров выплат стимулирующего характера, в том числе размеров премий, на основе достижения показателей работы по установленным критериям эффективности.

3.4.7. Своевременную выплату заработной платы работникам.

3.4.8. Сохранение уровней заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом N 597.

3.5. При разработке и утверждении показателей и критериев эффективности работы в целях осуществления стимулирования качественного труда работников учитываются следующие основные принципы:

- объективность - размер выплат стимулирующего характера работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

- предсказуемость - работник должен знать, какой размер выплат стимулирующего характера он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;

- адекватность - размер выплат стимулирующего характера должен быть адекватен трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;

- своевременность - выплаты стимулирующего характера должны следовать за достижением результатов (оплата производится не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором работа была выполнена);

- прозрачность - правила определения размера выплат стимулирующего характера должны быть понятны каждому работнику.

Показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость выполнения целевых показателей эффективности деятельности организации.

3.6. Принятие решений о выплатах и их размерах должно осуществляться с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.