Утверждены

распоряжением ОАО "РЖД"

от 23.03.2023. N 706/р

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ, ОСМОТРЩИКА-РЕМОНТНИКА ВАГОНОВ

И СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ОАО "РЖД" ИОТ РЖД-4100612-ЦДИ-174-2019, УТВЕРЖДЕННУЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО "РЖД" ОТ 14 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА N 27/Р

1. В абзаце втором пункта 1.1 слова "с учетом местных условий и специфики деятельности" заменить словами "с учетом местных условий, специфики деятельности, анализа опасностей и профессиональных рисков, требований эксплуатационной документации".

2. Абзац второй пункта 1.7 изложить в следующей редакции:

"Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 23 июня 2022 года N 250".

3. Пункт 1.9 изложить в следующей редакции:

"1.9. При техническом обслуживании и ремонте вагонов на осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря могут воздействовать следующие основные опасные (воздействие которых может создать угрозу жизни работника или риск развития острого профессионального заболевания и вредные (воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию работника) факторы, которые подразделяются на факторы производственной среды и факторы производственного процесса и определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда:

движущийся железнодорожный подвижной состав и другие транспортные средства;

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

факторы, связанные с электрическим током, вызываемым разницей электрических потенциалов, под действие которого могут попасть работники;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования, выступающие части вагонов;

состояние рабочей поверхности в процессе передвижения;

сжатый воздух под давлением;

факторы, связанные с аномальными микроклиматическими параметрами воздушной среды, температурой и относительной влажностью воздуха, скоростью движения (подвижностью) воздуха на рабочем месте (месте производства работ);

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования (вагона);

отсутствие или недостаток необходимого естественного или искусственного освещения; повышенный уровень и другие неблагоприятные характеристики шума;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

падающие с высоты предметы и инструмент;

повышенная концентрация аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыль, взвеси вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны);

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, высоте, в замкнутых пространствах.

Во время работы на осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря могут воздействовать следующие основные опасности (воздействие которых может привести к травмам):

неприменение или применение СИЗ, поврежденных, не сертифицированных, не соответствующих размерам, не соответствующих выявленным опасностям, составу или уровню воздействия вредных факторов;

подвижной состав и другие транспортные средства;

электрический ток, шаговое напряжение, наведенное напряжение в отключенной электрической цепи и другие опасности, связанные с воздействием электрического тока, статического электричества;

скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые опорные поверхности;

предметы, элементы конструкции, расположенные на путях следования, в том числе из-за неправильной организации рабочего места;

нефть, нефтепродукты, смазочные масла, чистящие и обеззараживающие, дезинфицирующие вещества, воздействующие на кожные покровы;

инструмент, груз, заготовки, материал или иной предмет, перемещаемый или поднимаемый, в том числе на высоту, плохо или неправильно закрепленные детали или заготовки, а также другие опасности, связанные с получением удара;

предметы труда и средства производства, имеющие недостаточную механическую прочность, форму, способную травмировать (острые части и кромки, колющие части, заусенцы, шероховатости и другие травмирующие части);

продувка, зарядка тормозной магистрали;

неблагоприятные метеорологические условия (снег, дождь, туман, жара, гроза, низкие температуры);

противоправные действия со стороны работников или третьих лиц.

Перечень профессиональных рисков, которые могут воздействовать на работника в процессе работы:

транспортные происшествия;

падение с высоты;

падение на ровной поверхности одного уровня;

падение, обрушение, обвалы предметов, материалов;

воздействие движущихся разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин;

попадание инородного тела;

воздействие электрического тока;

воздействие экстремальных температур и других природных факторов;

повреждения в результате контакта с растениями, животными, насекомыми, паукообразными и пресмыкающимися;

повреждения в результате противоправных действий других лиц;

повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера;

иные риски, которые могут возникнуть в зависимости от характерной для структурного подразделения деятельности в результате проводимой работы по идентификации опасностей.

Расчет уровней профессиональных рисков должен производиться в соответствии с требованиями СТО РЖД 15.014-2017 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Управление профессиональными рисками. Общие положения", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2017 года N 2805р, и Методики анализа и оценки профессиональных рисков для работников ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 8 апреля 2022 года N 952/р.

В Инструкции по охране труда для осмотрщика вагонов, осмотрщика-ремонтника вагонов и слесаря по ремонту подвижного состава структурного подразделения должны быть приведены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также Перечень профессиональных рисков и опасностей".

4. В абзаце шестом пункта 1.19 слова "Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286" заменить словами "Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 года N 250)".