Новые рекомендации по реализации профориентационного минимума направлены Письмом Минпросвещения России от 21.02.2024 N АЗ-323/05.

Приложение 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проектная деятельность обучающихся в общеобразовательной школе подразумевает под собой решение какой-то актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (и не обязательно при этом является социальным проектированием).

Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, на формирование универсальных, гибких, конкретных, прикладных навыков.

Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. - "брошенный вперед") - это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и по ресурсам, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.

Признаки, отличающие проектную деятельность в общеобразовательной школе:

- ограничение по срокам, ресурсам и результату;

- самостоятельный вклад автора(ов);

- комплексность, т.е. наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;

- организационное обеспечение, т.е. создание специфической организационной структуры на время реализации проекта (разделение ролей в команде).

Жизненный цикл проекта - это последовательность этапов от его начала до завершения, которые задаются в соответствии с потребностями управления проектом. Проект может включать в себя следующие этапы:

- инициирование (определение проблемной ситуации; определение заинтересованных сторон; создание команды);

- планирование (разработка плана; определение содержания проекта; создание структуры и состава работ; оценка ресурсов; определение организационной структуры и последовательности работ; оценка длительности работ; разработка расписания; оценка затрат - временных и, если нужно, финансовых; определение и оценка рисков);

- исполнение (непосредственная работа по проекту; управление заинтересованными сторонами; развитие команды проекта; формирование отношения к рискам; обеспечение требований качества; фиксация всех элементов исполнения проекта);

- завершение (закрытие отдельной фазы или проекта, а также извлеченные уроки; формулировка основных выводов и анализ успешности проекта);

- получение обратной связи по результату, оценка результата.

Основные требования к проекту:

- наличие социально значимой задачи (проблемы);

- планирование действий по разрешению проблемы;

- пооперационная разработка проекта с указанием выходов, сроков и ответственных;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов.

Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Здесь активная включенность самого субъекта - важное условие успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.

Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:

- пробу (исследование и практическую деятельность внутри выбираемого профессионального направления);

- междисциплинарность. Проект, как правило, сочетает в себе несколько профилей обучения и, тем самым, может более точно может соответствовать профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает сочетание нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми (как, например, интерес к творчеству и инженерным дисциплинам - что, тем не менее, может сочетаться в направлении "Промышленный дизайн");

- развитие как универсальных навыков, например, командной работы, коммуникативных навыков, так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области).

Есть и недостатки в организации проектной деятельности, среди которых можно выделить:

- дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети Интернет);

- отсутствие системы оценки проектной деятельности;

- эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется по формальным признакам, без реальной заинтересованности учащегося;

- сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися.

В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6 - 7, 8 - 9, 10 - 11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, а с другой - дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта.

Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде: статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт).