Данные мероприятия реализуются на базе образовательных организаций, в т.ч. осуществляющих профессиональную подготовку (профессиональные образовательные организации и организации ВО), организаций ДО.
Для проведения профпроб возможны два формата:
- организация выездной площадки (очный формат) в организациях СПО, ВО и ДО, центрах опережающей профессиональной подготовки и т.п.;
- онлайн-формат, реализуемый через сеть Интернет для совместной работы: профессиональные пробы на основе Платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.
Профпроба может быть реализована на двух уровнях:
- моделирующем, когда профессиональная проба предлагается участнику через модель деятельности. Модель может быть виртуальной (компьютерной), работой на тренажере, игровой (деловая игра и т.п.), реализованной через решение реальной профессиональной задачи (кейса);
- практическом, который предполагает реальную деятельность в профессиональном направлении. Достижение профессионального результата возможно с использованием средств труда, и в условиях, характерных для данного профессионального направления.
Профессиональные пробы осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом РФ. При составлении профессиональной пробы, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных характеристик данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Особенностями профессиональной пробы являются <17>:
--------------------------------
<17> Подробная схема организации профессиональных проб подробно прописана в пособии: Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Гапоненко А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие для учителей 5 - 11 классов. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 192 с.
- диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;
- получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы;
- формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
- системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: она интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
По итогам выполнения профессиональных проб обучающийся должен знать:
- содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы;
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
Также он должен уметь соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Решение реальных профессиональных задач (кейсов) от работодателей - это форма реализации профессиональных проб, при которой работодатели создают для обучающихся задачи (кейсы), актуальные для своей отрасли. Обучающиеся (в команде или индивидуально) выбирают кейс и готовят по нему решение, которое в дальнейшем рассматривается на конкурсе. Таким образом, у обучающихся появляется возможность познакомиться с актуальными задачами работодателей, а у работодателей - увидеть возможные новаторские решения своих задач.
Подробное описание макета профессиональной пробы представлено в Приложении 11.
Подробное описание макета профессиональной пробы в онлайн-формате представлено в Приложении 12.
Подробное описание профессиональной пробы на основе Платформы представлено в Приложении 13.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей