7. Научно-техническое развитие

Сложившаяся ситуация характеризуется автономным проведением перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в заявительной форме по различным направлениям технологий беспилотной авиации при поддержке органов власти и институтов развития, а также инициативных внутренних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с участием научных и коммерческих организаций.

Первоочередные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на условиях государственно-частного партнерства должны быть направлены на повышение уровня готовности продуктов, для выпуска которых изготовителями уже сформирован задел. Российские изготовители обладают компетенциями по таким направлениям, как "организация командных линий СЗ (управление, контроль и обмен сообщениями)", "пульты дистанционного управления, системы предупреждения столкновения беспилотных воздушных судов в воздухе", "рулевые винты", "пилотажно-навигационное оборудование" и другие. Данные продукты и технологии, необходимые для их выпуска, критичны в том числе для безопасности полетов, обеспечиваемой качеством оборудования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны способствовать увеличению уровня локализации производства беспилотных авиационных систем, комплектующих изделий (компонентов) и изделий и средств защиты от противоправного применения таких систем.

В настоящее время недостаточный уровень технологий и производства наблюдается по более сложным, высокотехнологичным компонентам, таким как двигатели, электронная компонентная база, системы управления, полезные нагрузки. Для указанной продукции требуется централизованная постадийная локализация.

Для целей развития отрасли беспилотных авиационных систем приоритетными направлениями научных исследований и разработок являются:

технологии интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации (система удаленной идентификации беспилотных воздушных судов, обеспечивающая передачу их учетных или регистрационных данных, текущих координат, информации о параметрах движения, других данных, а также о координатах станции управления воздушным судном; программно-аппаратные средства, обеспечивающие организацию воздушного движения и использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами в едином воздушном пространстве Российской Федерации; системы предоставления сервисов организации маловысотного движения беспилотных воздушных судов; системы организации воздушного движения в рамках городской аэромобильности (UAM); системы мониторинга инфраструктуры передачи информации; системы наблюдения и компактные бортовые ответчики режима S/ES для беспилотных воздушных судов с учетом положений, закрепленных Международной организацией гражданской авиации в документе 328-AN/190 "Беспилотные авиационные системы", и результатов оценки соответствующих стандартов; цифровые радиолинии связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных Всемирной конференцией радиосвязи Международного союза электросвязи; профили в сетях 4G/5G и система предоставления информационных сервисов для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов на основе применения сетей подвижной радиотелефонной связи; средства спутниковой навигации для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов на основе глобальной навигационной спутниковой системы, системы дифференциальной коррекции и мониторинга и высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения, компактные бортовые приемники сигналов глобальных навигационных спутниковых систем с функцией приема дифференциальных поправок; единая база данных авиационной метеорологической информации; единая база данных аэронавигационной информации; технологии геозонирования; технологии оперативного предоставления аэронавигационной, полетной и метеорологической информации внешним пилотам беспилотных воздушных судов, экипажам пилотируемых воздушных судов и другим заинтересованным участникам воздушного движения; системы предупреждения столкновений в воздухе беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами, обеспечивающие безопасное выполнение совместных полетов с учетом положений, закрепленных Международной организацией гражданской авиации в документе 9863-AN/461 "Руководство по бортовой системе предупреждения столкновений"; пилотные зоны интеграционного тестирования, верификации и валидации технологий, включая комплексы имитационного моделирования);

линейки беспилотных авиационных систем по сферам их применения, включая полезные нагрузки;

линейки силовых установок (движители, источники энергии, двигатели);

оборудование унифицированной инфраструктуры;

технологии комплексных систем управления, принятия решений и группового взаимодействия беспилотных воздушных судов (приборы и средства управления, навигации, группового взаимодействия (группа, рой, сеть, федерация), в том числе полетные контроллеры; алгоритмические, программные и аппаратные средства сетецентрического, федеративного и других типов управления группой беспилотных воздушных судов, включая использование методов мультиагентных и разнородных по составу систем; методы и средства межаппаратной связи и межаппаратной навигации; методы и средства маршрутизации (оптимизации маршрутов) при движении по маршруту, при сканировании больших областей и решении других задач, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, как для одиночных беспилотных воздушных судов, так и для групп неоднородного состава; методы и алгоритмы самоорганизации групп разнородных беспилотных воздушных судов, в том числе позиционирование и взаимное позиционирование, передача данных, локализация, замена элементов группы; технологии управления группой (роем) беспилотных воздушных судов на базе технологий искусственного интеллекта и теории игр; алгоритмы комплексных систем управления легких и сверхлегких беспилотных воздушных судов; кроссплатформенные сетевые станции внешнего пилота);

технологии зондирования и комплексной обработки информации для беспилотных воздушных судов (системы технического зрения в оптическом, радио- и инфракрасном диапазонах, включая технологии интеграции разнородных данных от различных датчиков для распознавания образов и решения различных задач в расширенном пространстве признаков; системы исходных данных для обучения алгоритмов искусственного интеллекта многоканальных систем технического зрения; алгоритмы и программное обеспечение анализа окружающей обстановки и совместной обработки данных в оптическом, радио- и инфракрасном диапазонах; методы и алгоритмы корреляционной экстремальной навигации и автономной ориентации беспилотных воздушных судов, в том числе в условиях помех, на основе визуальной информации, информации с датчиков, на основе оптического, инфракрасного и радиолокационного каналов информации и электронных карт местности высокого разрешения; аппаратные решения для систем технического зрения беспилотных воздушных судов; промышленные технологии производства бортовых вычислителей с модульной адаптируемой архитектурой и искусственным интеллектом; технологии анализа данных о производственных процессах и развитии агрокультур; технологии проведения авиационных высотных работ и воздушных манипуляций);

технологии и средства связи (в том числе сверхширокополосные множественные каналы связи и сети для обеспечения резервирования и снижения рисков потери связи; технологии связи, устойчивой к преднамеренным помехам; сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации криптографические средства защиты информации в каналах связи беспилотных воздушных судов от несанкционированного доступа и атак; средства для организации сетевой связи в группе беспилотных воздушных судов; системы космической связи и навигации беспилотных воздушных судов; системы связи для беспилотных воздушных судов, в том числе криптографически защищенная сеть "борт - земля", защищенная сеть связи космического сегмента, высокоскоростная широкополосная сеть "борт - земля" для передачи данных полезной нагрузки, широкодиапазонный, широкополосный ретранслятор с обработкой на борту для высотных беспилотных воздушных судов, бортовое радиоэлектронное оборудование для высотных беспилотных воздушных судов, обеспечивающее функционал мобильных сетей связи 5G, высокоскоростная оптическая линия связи между высотными беспилотными воздушными судами, приемо-передающие системы атмосферной оптической связи);

технологии повышения летно-технических характеристик, устойчивости и управляемости беспилотных воздушных судов, а также характеристик их взаимодействия с внешней средой (аэродинамические и компоновочные решения для повышения аэродинамического качества полета легких и сверхлегких беспилотных воздушных судов; конструктивно-силовые и компоновочные решения для оптимизации по весу легких и сверхлегких беспилотных воздушных судов; технологии уменьшения активного и пассивного влияния беспилотных воздушных судов на окружающую среду);

технологии увеличения надежности и устойчивости беспилотных воздушных судов к воздействиям окружающей среды;

технологии пополнения уровня заряда бортового источника питания беспилотных воздушных судов от проводов высоковольтных линий электропередачи;

технологии компоновки беспилотных воздушных судов и принципы движения (мультимодальные беспилотные воздушные суда; силовые установки, в том числе распределенные гибридные силовые установки, новые типы источников энергии, в том числе с электрохимическими генераторами на основе топливных элементов, а также системами генерации водорода на борту, новые нестандартные схемы компоновки силовой установки с планером, новые схемы электрических двигателей и систем их управления, интеллектуальные системы электроснабжения силовой установки и бортового оборудования, интеллектуальные алгоритмы самодиагностики силовых установок с целью повышения надежности и безопасности; технологии движителей беспилотных воздушных судов с вертикальным взлетом и посадкой; новые движители (тороидальные пропеллеры, циклороторные движители и т.п.); нетрадиционные технологии взлета, посадки и эксплуатации в сложных и экстремальных условиях; синтетические беспилотные воздушные суда, высотные беспилотные воздушные суда и атмосферные спутники);

материалы (новые материалы и средства защиты от экстремальных воздействий внешней среды; сверхлегкие материалы для покрытий и внутреннего экранирования беспилотных воздушных судов, объединяющие в себе высокую стабильность к воздействию факторов окружающей среды).