120. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень действий, которые могут быть расценены как подкуп избирателей, участников референдума. При этом не является подкупом избирателей, участников референдума бесплатное распространение агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании, кампании референдума и стоимость которых не превышает 2 процентов величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения за единицу продукции (пункт 2 статьи 56 названного закона).
При решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам необходимо выяснять: совершены ли соответствующие действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос; в отношении каких лиц совершены данные действия.
В частности, если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями, участниками референдума соответствующего избирательного округа, округа референдума.
Судам также необходимо устанавливать, относятся ли лица, совершившие названные действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Подкуп избирателей, участников референдума кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума и их уполномоченными представителями подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома и может служить основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
Установление судом указанных обстоятельств после проведения выборов может привести к отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов, если в результате таких нарушений невозможно установить действительную волю избирателей (подпункт "о" пункта 24, подпункт "н" пункта 25 статьи 38, подпункты "а", "г" пункта 7 статьи 76, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "б" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ).
121. При рассмотрении дел об оспаривании решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума в связи с установлением судом факта подкупа избирателей, участников референдума необходимо также выяснять, имелись ли при принятии соответствующей комиссией оспариваемого решения вступившие в законную силу судебные акты о привлечении лица к административной или уголовной ответственности, которыми установлен факт подкупа избирателей, участников референдума.
Следует учитывать, что статья 5.16 КоАП РФ не содержит в диспозиции указания на конкретный субъект правонарушения, предусматривая наказание для граждан, должностных лиц и юридических лиц за подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Вместе с тем Закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов установление судом факта подкупа избирателей не любым лицом, а специальным субъектом, а именно кандидатом, избирательным объединением, их доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
В связи с этим при рассмотрении дела о защите избирательных прав должен быть установлен факт того, что лицо, совершившее названные действия, зарегистрировано уполномоченным представителем кандидата, избирательного объединения или его доверенным лицом либо является иным лицом или организацией, действовавшими по поручению или с ведома соответствующего кандидата, избирательного объединения.
Если лицо, совершившее подкуп избирателей, не является названным выше субъектом, его привлечение к административной ответственности по статье 5.16 КоАП РФ не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (подпункт "о" пункта 24, подпункт "н" пункта 25 статьи 38, подпункты "а", "г" пункта 7 статьи 76, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "б" пункта 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав, статья 5.16 КоАП РФ, пункт "а" части 2 статьи 141, часть 2 статьи 142 УК РФ).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей