108. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (статья 44, пункты 2 и 5 статьи 45, пункты 1 и 5 статьи 50 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В связи с этим следует разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, в том числе редакций негосударственных периодических печатных изданий и редакций сетевых изданий, по информированию избирателей, участников референдума и использование средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенного кандидата, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в том числе редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, вправе высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума исключительно за пределами информационных блоков.
Оценивая действительный характер сообщений о предвыборных мероприятиях, мероприятиях, связанных с референдумом, надлежит выяснять совокупность всех фактов, характеризующих степень распространения и воздействия на избирателей, участников референдума информационного материала или сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с проведением референдума. В частности, следует учитывать вид средства массовой информации, род теле- или радиопрограммы (информационная, информационно-аналитическая, общественно-политическая, авторская и т.п.), форму изложения материала и его характер (нейтральный, позитивный или негативный), уровень информативности, содержание выступления (сообщения) лиц, представляющих избирательное объединение, и лиц, приглашенных на предвыборное мероприятие.
Порядок информационного обеспечения выборов может быть признан нарушенным организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, представителями средств массовой информации, представителями редакций сетевых изданий в случаях несоблюдения требований законодательства об объективности, достоверности содержания информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, о равенстве кандидатов, избирательных объединений, в том числе при распределении в информационных блоках времени освещения предвыборной деятельности избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума, либо в случаях совершения представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, умышленных действий, непосредственно направленных на агитацию, побуждающую голосовать за определенного кандидата, кандидатов, избирательное объединение или против него, против них (пункт 2.1 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).
Если под видом информирования избирателей, участников референдума представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, представителями редакций сетевых изданий либо иными лицами, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления совершались действия, признаваемые предвыборной агитацией, агитацией по вопросам референдума, то такие действия могут образовать объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.5, 5.8, 5.11, 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (пункты 2, 2.1, пункт 7 статьи 48 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
109. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускаются призывы к совершению деяний, определяемых Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) как экстремистская деятельность, либо иным способом не допускается побуждать к таким деяниям, а также обосновывать и оправдывать экстремизм, включая публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность.
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации также не должны содержать признаков экстремизма.
Нарушения указанных требований Закона об основных гарантиях избирательных прав являются основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (статья 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности, подпункт "к" пункта 24 статьи 38, пункт 1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ).
Установление судом после проведения выборов выхода кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ, при проведении агитации, который привел к невозможности выявления действительной воли избирателей, влечет отмену решения о результатах выборов (подпункты "а", "д" пункта 7 статьи 76, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "в" пункта 2 статьи 77 названного закона).
110. Использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии, не может рассматриваться как экстремистская деятельность (статья 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", статья 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности, подпункт "к" пункта 24 статьи 38, пункт 1 статьи 56, подпункты "а", "д" пункта 7 статьи 76, подпункт "д" пункта 1.2, подпункт "в" пункта 2 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
111. При применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ судам следует обратить внимание на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации в иных формах, в том числе предусмотренных в статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации".
Нарушения, указанные в пункте 1.1 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, включая распространение вводящих в заблуждение поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий и способствующих созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов, являются основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов (подпункт "к" пункта 24, подпункт "и" пункта 25, подпункт "в" пункта 26 статьи 38, статья 44, пункт 1, подпункт "е" пункта 2 статьи 48, подпункты "а", "д" пункта 7 статьи 76 названного закона).
112. Нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (подпункт "к" пункта 24 статьи 38, пункт 1.1 статьи 56, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К интеллектуальной собственности в том числе относятся объекты авторского права, использование которых может осуществляться третьими лицами только с разрешения правообладателя. При этом отсутствие запрета правообладателя не считается согласием (разрешением) (пункт 1 статьи 1229 ГК РФ).
В частности, нарушение требований статьи 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю, доводится до всеобщего сведения произведение изобразительного искусства или фотографическое произведение, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом при данном воспроизведении, сообщении в эфир или по кабелю или путем доведения до всеобщего сведения иным способом.
113. Следует иметь в виду, что лицо, использующее при проведении предвыборной агитации объекты авторских прав, должно доказать правомерность такого использования. Например, договор, предметом которого является подготовка аудиовизуального материала (видеоролика) для использования в ходе предвыборной агитации, сам по себе не является доказательством получения разрешения правообладателя объекта авторского права (музыкального произведения) на его использование в соответствующем аудиовизуальном материале (статьи 1229, 1255, 1265, 1271 ГК РФ).
Выявление судом фактов нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (подпункт "к" пункта 24 статьи 38, подпункты "а", "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
114. Следует иметь в виду, что нарушения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при изготовлении агитационного материала не являются поводом для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, отказа в проведении референдума, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, если судом будет установлено, что такой материал не использовался и не распространялся среди избирателей при проведении агитации, в частности, кандидат принял срочные и экстренные меры с целью нераспространения подготовленного агитационного печатного материала, его незамедлительного изъятия из оборота и уничтожения (подпункт "к" пункта 24, подпункт "и" пункта 25, подпункт "в" пункта 26 статьи 38, подпункты "а", "д" пункта 7, подпункт "д" пункта 8, пункт 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
115. Суду надлежит устанавливать, соответствует ли представленный материал закрепленным в законе критериям предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В частности, запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (пункт 6 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 8 статьи 62 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).
116. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума в установленном законом порядке. Такие расходы, в том числе расходы на изготовление и распространение аудио- или аудиовизуального материала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны быть документально подтверждены.
Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума только в формах и методами, не требующими финансовых затрат, например осуществлять устную агитацию (пункт 5 статьи 48, пункт 5 статьи 59 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
117. Судам необходимо учитывать, что не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума с использованием информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети "Интернет", доступ к которым ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункт 1.2 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
При нарушении данного запрета избирательная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности (пункт 8 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 5 статьи 239 КАС РФ).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей