Наименование реабилитационного мероприятия
|
Подвид мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Кратность мероприятия, ед.
|
Форма реализации мероприятия
|
Социально-психологическая диагностика
|
Первичная социально-психологическая диагностика
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя);
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических методик) и личностных тестов;
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;
- исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейропсихологическими методиками (при необходимости);
- исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);
- опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др.
|
|
Индивидуальная
|
Итого
|
1
|
|
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика
|
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации;
- проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно:
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования;
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;
исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейродиагностическими методами (при необходимости);
исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);
- опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);
рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации
|
|
Индивидуальная
|
Итого
|
1
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Информирование
|
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя:
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;
- о специфике раскрытия ВИЧ-статуса ребенку в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка (при необходимости);
- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием;
- об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации;
- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
2
|
Диапазонный показатель
|
1 - 3
|
Психологическое консультирование
|
Индивидуально-личностное психологическое консультирование
|
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:
- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности; формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию);
- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.:
- работу с актуальными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (тревога, страх, агрессия, сниженный фон настроения и др.);
- работу с глубинными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (обида, чувство вины, стыд, изоляция (самостигматизация) и т.д.);
- работу с деструктивными психологическими защитами;
- расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности;
- профилактику суицидального поведения;
- профилактику социальной изоляции и дезадаптации и др.
|
|
Индивидуальная
|
Итого
|
5
|
Диапазонный показатель
|
2 - 8
|
Семейное консультирование
|
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений (минимизация эмоциональной и социальной изоляции; установление адекватной коммуникации; уменьшение родительской гиперопеки; профилактика кризисных ситуаций в семье и т.д.) и др.
|
|
Итого
|
4
|
Диапазонный показатель
|
3 - 5
|
Итого по мероприятию
|
9
|
Диапазонный показатель
|
5 - 13
|
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
|
|
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;
- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;
- коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов;
- коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами;
- коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) посредством пато- и нейрокоррекционных методов (при необходимости);
- коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости) и др.
|
|
Индивидуальная
|
Итого по мероприятию
|
9
|
Диапазонный показатель
|
5 - 13
|
Психологические тренинги
|
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.);
- гармонизация детско-родительских отношений;
- обучение техникам саморегуляции, релаксации;
- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;
- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам прямой и открытой коммуникации, безоценочных высказываний, методам аффективного самоконтроля;
- обучение родителя/законного или уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др.
|
|
Групповая
|
Итого по мероприятию
|
10
|
Диапазонный показатель
|
9 - 11
|
Социально-психологическое просвещение
|
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка:
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;
- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.);
- просвещение родителя/законного или уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.);
- об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др.
|
|
Индивидуальная, групповая
|
Итого по мероприятию
|
1
|
Диапазонный показатель
|
1 - 2
|
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ
|
33
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
25 - 41
|